Категория: Страны, Малайзия, Бруней | автор: horace | 6-03-2010, 10:21

БРУНЕЙ: КРОХОТНЫЙ РАЙ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Софи и Дейл,
владельцы небольшого бизнеса

Нам пришлось покинуть Филиппины и поехать в город Кота Кинабулу, что в провинции Саба, Малайзия. Мы должны были уехать, потому что 21-дневный срок наших виз почти истек. Конечно, визу можно продлить, и мы планируем этим заняться по возвращении, но оказалось, что улететь на время было дешевле, чем продлевать визу дважды. Все это немного суетно, но нам такой вариант вполне подходит. Вместо того, чтобы улететь и тут же вернуться, мы решили недельку побыть вне Филиппины и съездить ненадолго в Бруней. Нам казалось, что не стоит упускать такой шанс, тем более, что тут всего-то пару часов лету.

Мечеть Омара Сейфуддина, вид с тыльной стороны

До Бандар Сери Бегавана, столицы Брунея, можно было добраться несколькими способами, но мы решили сесть на автобус из Кота Кинабулу до Менумбока, а затем на катере добраться до острова Лабуан. Оттуда паром доставит нас до порта Сераса Ферри Терминал в Брунее, а автобус за 2 доллара довезет до города. Добрались мы довольно быстро, один переезд сменялся другим без особых приключений, если не считать обычную толкотню на пирсе при посадке и на выходе с парома.

Вид на мечеть Омара Сейфуддина со стороны входа

Мы не знали, какие впечатления нам принесет посещение Брунея. Об этой стране нам было известно только то, что в ней правит очень богатый султан, и что это строго мусульманское государство. Мы представляли себе, что увидим дома, отделанные золотом и людей, которые носят дорогие украшения, но на деле все оказалось совсем не так. При въезде в город мы увидели множество обычных для этой части Азии домов, но, однако, мы заметили и несколько роскошных особняков. Центр города оказался очень маленьким. Мы думали, что нам потребуется несколько дней, чтобы осмотреть все его достопримечательности, но он по размерам оказался похож на средний английский город, так что полдня было больше, чем достаточно.

В город мы добрались к вечеру, темнело, и уже было поздно куда-либо идти. Нас встретил Дэнни, гид, который очень сильно нас удивил. Он в обычной манере, свойственной всем экскурсоводам, стал рассказывать о городе. Он провел нас в самый дешевый отель (30 долларов), но все-таки он был не совсем обычным гидом. Он отказался от денег и даже чаевых и рассказал нам все, что мы должны были знать на данный момент. Он, конечно, упомянул, чем может быть нам полезен, но не рекламировал себя, и в итоге мы договорились о том, что, если нам понадобятся его услуги, мы свяжемся с ним через администрацию отеля.

Вид на мечеть Омара Сейфуддина издалека

Вечером делать было нечего, и мы отправились на прогулку в город. Главным зданием в центре города является замечательная мечеть султана Омара Али Сайфуддина. Должно быть, это главный символ, по которому модно узнать город. Мечеть просто удивительна по своей красоте, как в лучах солнца, так после заката, когда включается освещение. Налюбовавшись мечетью, мы пошли в торговый центр, который не произвел на нас особого впечатления, здесь совсем маленький универмаг и несколько небольших кафе. Мы вышли на улицу и буквально за углом обнаружили небольшой дешевый ресторанчик, в котором решили обедать все оставшиеся дни. Честно говоря, если вы привыкли к большому количеству разных ресторанов, то Бруней вам явно не понравится, так как выбирать тут особо не из чего.

Бандар Сери Бегаван

Особых планов у нас не было, и на следующий день мы просто решили погулять по городу. Когда-то мы читали про музей Королевских Регалий, нам показалось, что это может быть интересно, и решили провести там вторую половину дня. Прогулка по городу получилась очень короткой, так как было очень жарко, и нам пришлось искать убежища в интернет-кафе, где мы провели несколько часов под защитой кондиционера. В час дня музей снова открылся, и мы отправились туда, чтобы узнать побольше о султане Брунея, чье имя ассоциируется с несметным богатством.

Кошка на рынке

Как и большинство зданий в городе, музей был построен под личным руководством султана, и, хочу вам сказать, это один из лучших музеев, в которых мне довелось побывать, с точки зрения привлекательности экспозиции. В нем мы нашли много интересных фактов о жизни султана и его семьи, увидели подлинные предметы, с которыми он проходил церемонию коронации. Короны, мечи, трон и даже золотая рука, с помощью которой султану поддерживали подбородок во время церемонии, выставлены в огромной стеклянной витрине, которую охраняет часовой. Также нам удалось посмотреть на инсталляцию церемонии коронации в натуральную величину, но больше всего нам понравились всевозможные подарки, которые султан получил в честь празднования своего дня рождения и других важных дат.

Мечи и щиты в музее Королевских Регалий

Так что же дарят султану, ведь у него есть столько денег, что он может сам купить себе все, что пожелает? В основном дарят всякие безделушки. Очень дорогие безделушки, безусловно. Мы так и не поняли, зачем он выставляет свои подарки в музее: может, они ему не понравились, а, может, у него уже есть примерно такие же вещи. Мы ходили по залам музея и представляли, что у султана в его огромном дворце с 1700 комнатами, должно быть, полно всяких шкафов, забитых подарками, которые ему не нравятся. И если так, то он, судя по всему, швыряется ими, как капризный ребенок, и кричит, что все это ему совсем не нравится. С другой стороны, почему никто не дарит ему то, что он на самом деле хочет получить от своих почитателей?!

Река в Бандар Сери Бегаване

Большинство экспонатов были на самом деле роскошными и дорогими, так что огромная зеркальная модель мечети выглядела на их фоне просто ужасно. Если бы ему понадобился новый дом, за парочку дорогих побрякушек мы вполне могли бы уступить ему свой. Медные копии рисунков из пустыни Наска, прекрасная перламутровая шкатулка из Индонезии и красивый резной сундук из Тринидада понравились нам больше всего.

Рис на рынке

Среди особо ценных подарков были письменные наборы, настольные гонги, чайные наборы (Таиланд подарил уже целых два!), фотографии, картины, и золотые копии Корана. Наше особое уважение заслужил тот человек, который решил, что султану понравится веревка из ротанга… По крайней мере, это оригинально! В музее были сотни подарков. К примеру, английская королева решила обойтись зеленой хрустальной чашей с дубовыми листьями. К счастью, чаша была одним из самых красивых подарков, пусть даже она и не понравилась султану, и он отослал ее в музей.

Мы провели в музее несколько часов, разглядывая экспозицию. Все это давало нам небольшое, но стойкое ощущение того, будто мы роемся в вещах султана у него дома. Конечно, в доме обычного человека мы не стали бы устраивать обыск. Но, согласитесь, в доме султана такое занятие не может не понравиться. Здание музея было построено из мрамора и выглядит потрясающе. Вообще, это не самый лучший музей подарков, но так как за вход сюда не берут денег, не думаю, что кто-то из посетителей разочарован просмотром этой экспозиции. Так что, если кто-то собрался в Бруней, прежде всего мы бы рекомендовали посетить именно музей подарков султана.

Местный рынок

Оставив позади блеск и роскошь, мы отправились в отель. Возможно, не всем известно, что Бруней славиться девственными джунглями. Должно быть, у страны такой большой доход от добычи нефти, что в вырубке леса ради дополнительной прибыли просто нет необходимости. Но для молодых и любознательных туристов лучше всего то, что эти джунгли стали родным домом для многих видов животных, так как охота в стране строго запрещена. Будучи неравнодушными к дикой природе, мы очень долго решали, как лучше попасть в джунгли – вместе с группой или пойти самим вместе с Дэнни. В конце концов, мы решили пойти с нашим гидом Дэнни, так как была надежда, что таким образом мы не только посмотрим на зверей, но и узнаем много интересного о природе этой страны.

Змея на дереве

Итак, на второй день нашего пребывания в Брунее мы наняли Дэнни, чтобы он показал нам реку Бруней. Во время нашего путешествия мы должны были попасть в деревню, хижины в которой установлены над морем на сваях. В подобные деревни местные жители обитали здесь издревле. День предстоял насыщенный, и мы вместе с Дэнни отправились в деревню, по дороге слушая рассказы о жизни Брунея. Мы узнали много интересного. К примеру, оказалось, что люди здесь не платят никаких налогов (все оплачивает султан!), у них бесплатное образование и медицинское обслуживание. Налог на транспортные средства составляет всего 30 долларов в год, стоимость бензина всего 25 центов за литр (за счет дотаций все того же сверхщедрого султана). Уровень преступности крайне низкий, превышение скорости – единственное правонарушение, которое хоть иногда, но совершается гражданами. Если кому-то понадобится земля, чтобы построить дом, ему эту землю предоставят бесплатно. Бездомных тут вообще нет. Бедные люди, конечно, есть, как и в любой другой стране, но они не настолько бедны, чтобы не иметь крыши над головой, приличного образования и медицинского обслуживания. Неплохо, да? Нам тоже так показалось.

Несомненно, его величество Падука Сери Багинда Султан Хаджи Хассанал Болкия Муиззадин Ваддаула заботится о своем народе, и поэтому мы всегда упоминали о нем с большим почтением и уважением. К тому же, он выполняет не только обязанности султана, но и премьер-министра, министра обороны, главы финансового ведомства страны, получается, круг его обязанностей неимоверно и невообразимо велик!

После небольшой экскурсии по деревне с хижинами на сваях мы продолжили наш путь вверх по реке и издали увидели дворец султана. Близко к нему подобраться не получилось, но Дэнни рассказал нам, что во дворце 1700 комнат, есть своя мечеть. Крыша дворца, не врут путеводители, и вправду сделана из золота, а еще во дворце есть бассейн (это был ответ на вопрос Софи). Не удовлетворившись одним дворцом, мы проследовали мимо «хозяйственной территории», на которой находился ангар с двумя вертолетами, гараж с гидроциклами и другими механическими «игрушками». Здесь было несколько дворцов меньшего размера, в которых живут члены семьи султана. Нам повезло, мы увидели, как взлетал его личный самолет, унося его в какое-нибудь экзотическое место вместе с одной (или всеми) из трех его жен. ВОТ ЭТО ДА!

Нет на карте острова Буяна, есть на острове Борнео царство славного Султана
Султан улетает на личном самолете

Итак, узнав много интересного о Брунее, о жизни его народа и лидера, мы начали вторую часть нашего путешествия, которую мы уже давно предвкушали – экскурсию в джунгли! Мы поднимались вверх по течению, пока не свернули по одному из притоков. Дэнни рассказал о крокодилах, обезьянах-носачах и многих других животных. Мы не в первый раз намеревались смотреть на диких животных, так что внутренне были готовы, что кого-то из них мы можем не встретить, но мы зря волновались. Стоило нам заглушить мотор и начать вглядываться в джунгли, как лодочник указал наверх, и мы увидели варана, отдыхающего на ветке. Несколькими метрами далее мы практически столкнулись лицом к лицу со стаей обезьян-носачей. Они были практически рядом с нами. Мы видели их на острове Борнео, в малайзийском штате Саба, но здесь мы были гораздо ближе к этим смешным и очаровательным животным. Поскольку было утро, света хватало для того, чтобы получше их разглядеть. Мы достаточно долго наблюдали за тем, как крупный самец вел куда-то по деревьям свой гарем.

Обезьяна-носач

Во время наших прошлых свиданий с дикой природой нам удавалось только мельком посмотреть на крокодилов, так что нам очень хотелось увидеть их с близкого расстояния… но не слишком близкого! На этот раз время было более удачное, и крокодилов было довольно много. Нам удалось заметить 4-5 рептилий, отдыхавших в грязи, пока они не испугались и не ушли под воду. Больше всего нам понравился большой крокодил, который охотился за стаей обезьян, собиравших ягоды с кустов у самой воды. К сожалению для него, мы испортили ему завтрак, и при нашем приближении он уплыл, должно быть, проклиная туристов.

Кроме обезьян-носачей нам удалось увидеть макак, прекрасных зимородков и других речных птиц, а также змею, которая свернулась в куче веток прямо над нашими головами. Путешествие превзошло все наши ожидания, и мы получили гораздо больше удовольствия, чем во время нашей экскурсии в джунгли в Кинабантане, особенно за счет насыщенности программы и высокой квалификации персонала – экскурсовода и лодочника. Их способности замечать все вокруг превосходили пределы человеческих возможностей. Если бы мы отправились без них, мы не увидели бы ни одного живого существа, так как любое животное по понятным причинам стремится быть как можно менее заметным.

Варан

На обратном пути в город мы лишний раз убедились в необходимости многочисленных пожарных станций в самой деревне на сваях и по соседству. Мы наблюдали за крупным пожаром в одном из домов, и Дэнни объяснил нам, что пожары здесь не редкость, что вызвано повышенной пожароопасностью деревянных строений. К счастью, никто не пострадал, но настроение у всех явно испортилось. Наша экскурсия закончилась приятным сюрпризом: мы поднялись на самое высокое здание в городе, чтобы взглянуть на него во всей красе. Зрелище было просто потрясающее, к тому же туда пускают далеко не всех, так что мы почувствовали себя избранными.

Мечеть Омара Сейфуддина

Исходя из своего опыта, мы настоятельно рекомендуем услуги нашего экскурсовода Дэнни всем, кто собирается в Бруней и ищет приятного, знающего и очень дружелюбного гида. Превзойти его будет совсем не просто, и, несмотря на то, что за нашу экскурсию мы заплатили немного больше обычного, расходы оказались оправданы до последнего цента.

Нам оставалось провести еще несколько часов в этой крохотной стране, и мы отправились на прогулку в парк поближе к реке. Было приятно размять ноги, но по пути нам встретилось слишком много ступенек, из-за чего мы заметно утомились. С учетом стопроцентную влажности здешнего воздуха, совсем не удивительно, что по возвращении мы просто истекали потом и немедленно отправились прямиком под холодный душ.

Мечеть Омара Сейфуддина в Бандар Сери Бегаване, колоннада

Изначально мы не ожидали увидеть ничего особенного в Брунее, и были просто поражены тем, насколько это приятная страна. Она никогда не нуждалась в туризме как источнике дохода, поэтому местная туристическая индустрия не лезла «из кожи вон», как во многих других странах. Соответственно, и туристов здесь всегда было намного меньше, чем в общепризнанных местах отдыха и развлечений. Однако, поскольку лет эдак через 20 нефть здесь закончится, нам рассказали, что брунейцы рассматривают новые источники доходов, и туризм, несомненно, стоит во главе списка. А сейчас, из-за того, что сюда приезжает не очень много иностранцев, создается приятное ощущение новизны. Однако, это полностью мусульманская страна, в которой нет алкоголя, не говоря уже о барах и ночных клубах, так что, если вы хотите «оттянуться по полной», то это не то место, куда вам стоит ехать даже со своим, дозволенным к ввозу спиртным. Нас слегка удивил отель «Эмпайр», на строительство которого было потрачено 800 миллионов долларов. Он считается одним из двух 6-звездочных отелей во всем мире. Кто там вообще останавливается? Трудно представить себе каких-то знаменитостей, которые готовы выложить 16 тысяч за день пребывания без возможности пригубить бокал шампанского на террасе...

А пока мы покидаем этот удивительный край и отправляемся назад на Филиппины, чтобы продолжить наши азиатские приключения.

См. также
другие материалы
об острове Борнео:

Индонезийско-малайзийско-брунейский остров чудес природы
Как поучаствовать в спасении черепах?

____________________________________
Перевод с английского       Э. Хорас

Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!