Домой RSS лента сайта


Что ни на есть дворянское гнездо – часть 9

Категория: Достопримечательности, Россия | автор: mogadisho | 13-10-2013, 22:13


УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ

(продолжение, ч.9)

Ко времени первого приезда Юсупова в Париж (1772 год) направление в развитии французского искусства изменилось. Против общественного неравенства, а также фривольного образа жизни аристократов и против прославления этого образа жизни в произведениях искусства подняло протест растущее «третье сословие». Выразителем этого протеста явился Ж.-Ж. Руссо, проповедовавший, что истинное счастье можно найти только у простых, не испорченных утонченной цивилизацией, людей. Сочинения Руссо имели некоторый успех даже у аристократии, которая начинала делать вид, что она увлекается простотой сельской жизни, занималась показной благотворительностью, восхваляла прелести семейной жизни. Руссо был так популярен, что Юсупов заказал его фигуру в рост из папье-маше и привез в Архангельское.

Лично хорошо знакомый Юсупову художник Ж. Б. Грез (1724-1803) начал выявлять идеи Руссо в художественных образах, изображая на картинах слезливые «поучительные» мелодрамы. Но имя в истории искусства Грез приобрел не столько этими картинами, сколько так называемыми «грезовскими» головками, в которых с неподражаемым мастерством переданы одновременно детская наивность и женское кокетство. Такова написанная Грезом по заказу Юсупова картина «Сладострастие» (ныне находится в Государственном Эрмитаже). В Архангельском из многих головок Греза сохранилась «Девушка с письмом».

Конец XVIII века характеризуется повышенным интересом к античности – древним Греции и Риму. Усиленно изучаются их история, идеология, искусство, в широких масштабах ведутся археологические изыскания. Это было время открытия Помпеи и Геркуланума, находки развалин Пестума, время, когда Винкельман написал первую историю античного искусства, когда Дидро читал лекции об античном вкусе и о «простых людях» античности.

К изучению античности, ее поэтическому воспроизведению обратились многие художники. На живописи и скульптуре, имеющихся в Архангельском, легко проследить это увлечение. Среди художников, отдавших дань увлечению античностью, в собрании Архангельского представлены М. Л. Виже-Лебрен (1775-1842) и Гюбер Робер (1733–1808).

Что ни на есть дворянское гнездо – часть 9
Антиковый зал.

Виже-Лебрен пишет преимущественно женские портреты, в которых живописует счастливое материнство и детство. На ее картинах изо-пражаюгся аристократки в костюмах, похожих на античные. В Архангельском работы этой художницы представлены портретами певицы Анж. Каталани и «Портретом молодой аристократки» (Кочубей). Увлечение художницы Грецией выразилось в устройстве в ее доме аттических вечеров. Гости на этих вечерах были одеты в греческие костюмы, читали греческие стихи и даже ели греческие блюда. Юсупов, по рекомендации Греза, посещал эти вечера. Увлечение античными сюжетами сказалось и в картинах Гюбера Робера. Чудесные по живописи и колориту, его полотна изображают в сверхчеловеческих масштабах развалины греческих или римских зданий, перед которыми помещены маленькие фигурки людей и животных. Гюбер Робер с особым искусством умел выбрать эффектные точки зрения, поднять или опустить линию горизонта, подчеркнуть глубину пейзажа, ввести контрастное соотношение между вертикалью колонны или обелиска и горизонталью моста или лестницы. В Архангельском две комнаты увешаны «руинами» этого мастера.

Из итальянских художников античностью увлекается Анжелика Кауфман (1742-1807), ряд картин которой приобрел Юсупов. Он даже заказал художнице написать портрет своей жены.

Скульптура конца XVIII века представлена была у Юсупова лучшими произведениями прославленного тогда итальянца Ан. Кановы (1757-1822). Его всемирно известная скульптурная группа «Амур и Психея», статуя «Амур, опирающийся на лук» и некоторые другие работы вывезены из Архангельского в «Эрмитаж» (Ленинград). В Архангельском можно увидеть голову Париса и бюст Рекамье, исполненные Кановой.

Революция 1789 года заставила Юсупова покинуть Францию и уехать в Россию. Только в 1802 году он вновь приезжает в Париж. Теперь – это уже центр империи Наполеона. Юсупов заводит близкое знакомство с художником Великой французской революции, а затем придворным художником Наполеона – Ж. Л. Давидом (1748-1825) и заказывает ему картину на мифологический сюжет «Сафо и Фаос». Картина выполнена в светлых, ласкающих глаз тонах. Она походит на театральную композицию н не выражает свойственной Давиду героики. (Картина из Архангельского перевезена в Государственный Эрмитаж.) У Давида Юсупов завязал знакомство с художниками его школы – Гереном А. Ж. Гро. Последнему Юсупов заказал портрет сына в богатом татарском костюме и скачущего на коне Наполеона (картина – в Музее изобразительных искусств, копия – в столовой Архангельского) . Картинами школы Давида и заканчивается собирательская деятельность Юсупова.



Начало материала:


Продолжение материала:


Недавно опубликованные статьи



___________________________________________
По материалам туристических буклетов СССР

© Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!





Ключевые теги:

постройки, история


Похожие материалы:

  • Карта сайта, страница № 8
  • Карта сайта, страница № 7
  • Карта сайта, страница № 6






  • Веб-студия «РА-СОЛО»: разработка сайтов любой сложности
    Пляжи Морские путешествия Древности и экзотика Дайвинг Перелеты Водные аттракционы Походы Экстремальные развлечения И многое другое...