Категория: Страны, Ирак | автор: horace | 3-04-2010, 02:45

ПРИКЛЮЧЕНИЯ АНГЛИЧАН В ИРАКЕ

Индия Стогтон,
студентка

На следующее утро после нашего возвращения из города Эль-Амедия, несмотря на то, что все заснули на середине очередного спора, нам удалось проснуться относительно рано. Мы вышли на улицу и попытались договориться с таксистом, чтобы он отвез нас в монастырь Лалиш, который является местом паломничества для езидов. Курды раньше исповедовали езидизм, но потом многие перешли в ислам, а тех, кто остался верен езидизму, часто обвиняют в сатанизме. Они поклоняются гордому богу по имени Малек Таус, который отказался поклониться Адаму и Еве, когда Бог приказал ему это сделать, потому что, когда он появился на свет, ему было сказано никогда ни перед кем не склонять голову. Езиды не расценивают это как признак греховной гордыни, которая побудила сатану не поклониться Адаму, согласно исламским и христианским верованиям. Они считают, что это символ его праведности, так как полагают, что Бог проверял его, и он прошел проверку. Еще большую путаницу создают определенные сходства между Малек Таусом и сатаной, потому что Малек также известен под именем Шайтан, что по-арабски означает «сатана».

Монастырь Лалиш

Монастырь Лалиш находится в горах, в менее часа езды от города Дохук, но после торгов с несколькими водителями такси, которые отказывались везти нас за предлагаемую нами цену в 35 тысяч иракских динаров, холодный ветер убедил нас в том, что скорость важна, даже если она обойдется нам в несколько долларов сверху. В итоге мы сошлись на том, что за 44 тысячи (примерно 40 долларов) наш водитель довезет нас до Лалиша, и будет ждать нас 2 часа, чтобы отвезти нас назад в Дохук, где мы сядем на автобус до города Эрбиль. Машина оказалась значительно меньше тех, с которыми нам приходилось иметь дело ранее, так что Тамсин пришлось сесть на колени к Сэму, который сидел на переднем сиденье, а я, так как я самая легкая, упершись головой в потолок, села на колени тем, кто втиснулся на заднее сиденье. К счастью, погода в то утро была теплая и солнечная, и мы все получили удовольствие от поездки через горы, наслаждаясь прекрасным видом на осенние покрытые лесом склоны.

Внутренний двор

Когда мы доехали до Лалиша, наш водитель оставил свою машину и вошел с нами в старый мощеный двор главного комплекса. Он был взволнован, и за счет некоторых познаний в арабском языке ему удалось сказать Сэму, что раньше он никогда не был в Лалише. Водитель сопровождал нас во время экскурсии по храму, ее проводил молодой курд. Езиды поклонялись огню, без которого не было бы жизни, так что небольшие сосуды с горючим маслом были помещены в Лалише на каждом углу: в святилище, внутри храма, а также по центральному двору. Они также используют цветные лоскуты для ритуалов, поэтому внутреннее убранство храма, освещаемого только уличным светом через дверной проем, было наполнено маленькими светильниками и алтарями, покрытыми слоями яркой цветной материи. Кусочки этой ткани были привязаны к алтарю, либо друг к другу. В храме была удивительная, спокойная атмосфера, хотя скульптура черной змеи, взбирающейся по стене рядом с главным входом, в самом деле, напоминала декорации к съемкам какого-то фильма о поклонении дьяволу или храмы богини Кали в Индии.

После того, как мы разулись и оставили свою обувь во дворе, нам показали внутреннюю часть храма, а затем проводили вниз, в систему темных подземных ходов, где родники превращались в темные каналы, петляя по подземному лабиринту до самого выхода наружу. Так как мы не исповедовали езидизм, на воду нам можно было только смотреть, но не прикасаться к ней.

Загадочные букеты над дверями

Я была очарована загадочными знаками и ритуальными символами, которые были здесь повсюду, к примеру, букеты засохших цветов, размещенные над многими дверями. Я жалела, что не говорила по-курдски, тогда бы я попросила ответить на некоторые мои вопросы.

После осмотра внутренней части храма, мы вернулись в центральный двор, обулись и решили погулять вокруг и взглянуть на гробницы перед тем, как начать восхождение на небольшую гору, которая возвышалась за центральным двором.

Вид с горы на Лалиш

Наш водитель следовал за нами, пока мы бродили среди небольших каменных построек, которые выглядели, как дома, но на самом деле оказались гробницами. Когда мы добрались до подножия горы и начали подъем, водитель сначала замешкался, но потом все-таки последовал за нами. Думаю, он не понял, что мы собрались подняться на самую вершину, и на середине подъема, когда стало ясно, что мы поднимаемся не просто для того, чтобы посмотреть сверху на монастырь, он снова замешкался. В конце концов, он решил не отступать, и добрался до вершины в целости и сохранности, хотя и значительно позже, чем все мы.

Вид с вершины был просто замечательный. Там, за деревьями, мы нашли небольшой каменный круг и рядом с ним перевязанную лентой связку хвороста, которую, должно быть, оставили здесь во время совершения какого-то религиозного обряда. Солнце приятно согревало, мы уселись друг возле друга и стали греться в его лучах, наслаждаясь горным пейзажем. Полную тишину только изредка нарушал звон колокольчиков, доносившийся со стороны отары овец, которые паслись на вершине соседней горы. Это было невероятно спокойное место, где можно было просто сидеть и размышлять о чем-то своем. Думаю, все мы, включая нашего водителя, расслабились и не хотели уходить.

Примерно через час нам пришлось выйти из забытья, потому что мы знали, что нашему водителю нужно возвращаться в Дохук. Мы начали спускаться с горы к машине. У входа во внутренний двор нас снова приветствовал местный житель. На этот раз он пригласил нас на чай в современный, устланный коврами зал рядом с древним храмом. Мы наслаждались сладким чаем, наблюдая за очень старым мужчиной с огромными усами, должно быть паломником, который спал прямо перед нами на ковре.