Величайший архитектурный шедевр КаталонииЛА САГРАДА ФАМИЛИЯ – СИМВОЛ БАРСЕЛОНЫ
Величайшее творение средневекового зодчества, полное название «Искупительный храм Ла Саграда Фамилия», – это недостроенная католическая базилика в столице Каталонии, спроектированная и освященная архитектором Энтони Гауди.
История
Шедевр архитектуры первоначально замышлялся каталонским издателем Йозепом Бокабеллой в качестве искупления перед Господом за массовое появление в городе революционных идей. Работа началась в 1882 году, когда многие жители начали жертвовать свои средства. Архитектор Франческ де Паула Виллар разработал альтернативный дизайн, предложив построить обычную церковь в традиционном нео-готическом стиле. В 1884 году в «соревнование» двух архитекторов победу одержал Гауди, поскольку в то время, а на дворе был 1884 год, он был ведущим архитектором в городе. Победитель немедленно занялся полным изменением всего проекта, ухватившись за прекрасную возможность воплотить в камне свои глубокие религиозные и национальные чувства. В 1911 году, закончив свой масштабный проект парка Гуэль, Гауди поклялся забыть обо всем мирском и полностью посвятил себя проекту храма. Он работал над ним без устали около 40 лет, при это вел жизнь «виртуального» отшельника в своей мастерской на стройплощадке. Когда же его спрашивали, почему так медленно продвигается работа, он отвечал: «Мой клиент никуда не торопится». Тем не менее, строительство оказалось незаконченным в связи с преждевременной кончиной архитектора в 1926 году, когда он угодил под трамвай недалеко от его другого произведения – собора Святого Семейства. Он умер в госпитале спустя два дня. Покойного оплакивала без преувеличения вся Каталония. Великий творец похоронен в склепе, который находится в храме Саграда Фамилия. После смерти Гауди работу над проектом продолжил Доминик Суграньес, но в 1935 году процесс был прерван из-за начавшейся в стране гражданской войны. Здание не пострадало во время боевых действий, но в 1936 году многие чертежи и проекты были уничтожены каталонскими анархистами, которые усматривали в этом творении консервативный религиозный символ, которому, по их мнению, не может быть места в новой Барселоне. Строительство возобновилось в конце 50-х годов прошлого века и продолжается до сих пор. В настоящее время архитекторы базируются на реконструированных версиях утерянных чертежей, а также учитывают некоторые современные архитектурные разработки. Своды над боковыми приделами храма были добавлены в 1995 году а в начале 2001 года было закончено сооружение крыши над церковным кораблем. Сегодняшний руководитель строительства, Жорди Бонет Арменгол, еще в 1980 году стал использовать компьютерную технику для разработки дизайна и строительной технологии, что заметно ускорило сложнейший процесс возведения храма. Однако, несмотря на эти усилия, на сегодняшний день работа продвигается едва ли не медленнее, чем это было при Гауди. По разным оценкам, проект может быть закончен не ранее 2017 года. Конечно, всем бы очень хотелось завершить его к 2026 году, когда будет отмечаться сто лет со дня смерти архитектора.
Что можно посмотреть
В настоящее время уже построено восемь из планировавшихся восемнадцати сужающихся башен высотой свыше ста метров. Башни должны будут символизировать двенадцать апостолов, причем на каждой башне будет скульптурное изображение апостола, и сама башня будет носить его имя. Кроме того, в планах Гауди было возведение центральной башни высотой в 180 метров в центре композиции, с огромным крестом, символизирующим Иисуса. Рядом будут четыре башни чуть меньшей высоты в честь четырех евангелистов, а на вершине каждой башни будет представлено животное, которое является символом каждого из них. Еще одна башня должна быть посвящена Деве Марии. Высота самого высокого шпиля будет на один метр меньше, чем наивысшая точка близлежащего холма, таким образом Гауди хоте подчеркнуть старшинство Господа в сооружении окружающего мира. Вершины башен украшены цветной мозаикой, а в некоторые из них врезаны слова «Экселсис» и «Осанна».
Фасады
Базилика имеет три фасада, которые также имеют четкие символы: Фасад Страстей Христовых на западе, Фасад Рождества Христова на востоке и Фасад Блаженства на юге. На каждом фасаде расположены три портала, каждый из которых символизирует добродетели: Веру, Надежду и Любовь. Западный фасад Страстей Христовых, посвященный страданиям и смерти Христа, уже полностью готов. Он украшен угловыми скульптурами поразительной художественной силы скульптора Жозепа Марии Субиракса, который начал эту работу в 1952 году. Кроме шуток, но художественный критик Роберт Хьюз назвал эту работу «наиболее вульгарной полу-коллекцией модернистских клише, которые впихнули в выдающееся архитектурное творение». Огромные двери фасада, которые служат главным входом, ознаменованы словами из Библии на разных языках, включая каталонский. Слово «Иисус» выполнено в виде выступающих букв. Восточный Фасад Рождества, посвященный рождению Иисуса Христа, был завершен еще до 1935 года, когда прервалось строительство. По существу, именно этот фасад несет в себе черты творческого стиля Гауди. Графическое изложение истории рождения Христа расположено по центру, здесь же сцена коронации Девы Марии. Фасад Рождества украшен шпилем, на котором можно видеть кипарис, символизирующий Дерево Жизни. У подножья дерева располагается пеликан и ангелы, у которых в руках потиры – ритуальные чаши, символы причастия. На вершине композиции – распятие красного цвета и голубь, символизирующий Святой Дух. Основание фасада содержит скульптурные изображения черепах, как символов стабильности Мироздания. Та черепаха, которая расположена ближе к морю, изображена как морская черепаха. Та, которая ближе к горам – сухопутная. Гауди был большим любителем природы и провел много времени, изучая естественные ландшафты, животный и растительный мир.
Интерьер
Внутреннее пространство храма разделено на части, символизирующие различные религиозные концепции, такие как святости, добродетели, грехи, а также мирские понятия, как, например, различные области Испании. Для того, чтобы подняться на вершину Фасад Рождества, можно воспользоваться лифтом или же прошагать целых 400 ступенек вверх. Оказавшись на верху, можно выбраться на внешнюю сторону стены и даже попасть в другие башни. Ghb этом можно наслаждаться видами Барселоны сквозь хитросплетения «решетчатой» кирпичной кладки, керамических декоративных элементов, резных опор и большого количества скульптурных произведений. В цену посещения храма входит доступ в склеп, где похоронен Гауди. В склепе расположен небольшой музей, в котором можно узнать о жизненном пути Гауди и истории храма Саграда Фамилия. _________________________________ Перевод с английского Д.Муренко © Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||