Категория: Прочее, Мали | автор: horace | 21-10-2010, 08:53

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НА УСТУПЕ БАНДИАГАРА

Питер и Лаини,
Канада

Наш поход в страну догонов (народ на юго-востоке Мали, прим. перев.) начался рано утром. Из города Бандиагара мы поехали в деревню Джигибомбо. После краткой экскурсии по деревне мы начали свой поход к уступу Бандиагара, а затем к долинам внизу. К нашей группе из двух человек присоединились наши знакомые Йо и Мама. Йо из Франции, а Мама из Буркина Фасо. Они почти не говорят по-английски и не очень хорошо владеют французским. Наш проводник Лак иногда помогал нам с переводом, но по большей части в своем общении мы пользовались языком жестов, что в итоге выливалось в очень оживленные диалоги. Эти ребята были приятными и интересными попутчиками в нашем путешествии по стране догонов. Маршрут был распланирован таким образом, что первую ночь мы должны были провести в городке Тели, вторую – в Бенимато, третью – в Номбори. Но, наверное, вы уже угадали, что я сейчас скажу… Человек предполагает…

Уступ Бандиагара

Если оказалось, что о стране догонов вы узнали только сейчас, то вот краткое объяснение, почему этот регион считается таким интересным. Догоны живут в районе уступа Бандиагара, который протянулся на 150 км на восток. Пейзажи здесь невероятно красивые. Догоны известны своей богатой культурой и произведениями искусства, а также уникальными жилищами и зернохранилищами. До догонов здесь жили телемы. Именно они построили дома и зернохранилища на крутом уступе, в самых недоступных местах. Догоны строили похожие деревни на уступе, но так высоко, как телемы, они никогда не забирались. Сегодня догоны живут в деревнях, расположенных выше или ниже уступа, и выращивают здесь наряду с просом и бобами свой знаменитый догонский лук, которого здесь очень много.

Жилища телемов

Наш поход по уступу Бандиагара был просто невероятным. Перед нами предстали потрясающие виды отвесных склонов и огромных пыльных долин, раскинувшихся далеко внизу. Первый день выдался пасмурным, и воздух все время был затянут дымкой. (Наверное, вы уже это заметили, на наших фотографиях. Причина этому – Харматан – ветер, застилающий небо тучами песка, который с февраля по июнь он приносит из пустыни). Отважные канадцы, какими мы, безусловно, являемся, не могли отправиться в пеший поход без крепких ботинок и специальных рюкзаков, которые были надежно закреплены у нас за плечами. Наш гид был в шлепанцах, Мама – черных лакированных туфлях на босу ногу, а Йо – в сафьяновых ботинках.

Пока мы осторожно спускались по тропинке, мимо нас проследовали две местные женщины с большими вязанками дров, которые они несли на головах. Одна из женщин была в шлепанцах, а вторая вообще босиком. Уф-ф! Быть отважным канадцем совсем непросто! Мы добрались до города Кани-Комболе примерно в 10:30. Здесь мы решили немного отдохнуть, пообедать и посетить рынок, а потом, когда спадет жара, снова отправиться в путь. Кажется, этот поход будет одним из самых комфортных в нашей практике. Мы будем питаться 3 раза в день, обычно у нас это не получается. Жара не такая уж и сильная, потому что солнце не яркое, и дует легкий бриз. А может, мы просто привыкли?

Нам понравился небольшой, но симпатичный рынок в Кани-Комболе. Нас удивило, что туристов там не было, хотя город расположен на пересечении нескольких туристических маршрутов. Мы вкусно пообедали кускусом (национальное марокканское блюдо, прим. ред.)в соусе, и, перед тем как отправиться в Тели, пошли посмотреть на мечеть и расположенные неподалеку жилища телемов. Деревни находятся недалеко друг от друга, это позволило нам не идти по жаре.

Мечеть в Кани-Комболе

Отдохнув в лагере в Тели, мы направились к уступу, чтобы с близкого расстояния посмотреть на настоящие деревни догонов и жилища телемов. Для нас это была самая главная часть похода. Мы даже не думали, что у нас появится возможность побродить по деревням догонов. Деревни просто потрясающие, и, кажется, дома были построены в полной гармонии с ландшафтом. Я надеюсь, на фотографиях это хорошо видно.

Рынок в Кани-Комболе

Во время обеда мы захотели попробовать бобы, которые догоны выращивают в этом регионе. Всю еду, включая бобы, здесь подают с вкусными помидорами и соусом из догонского лука. Нам очень понравились и бобы, и соус. Мы сошлись на том, что для того, чтобы насладиться едой, мясо вообще необязательно. Мы впервые спали на крыше. Мы не зря носили с собой в наших рюкзаках одеяла, потому что к утру стало довольно прохладно. Было чудесно лежать на крыше, любоваться звездным небом и чувствовать дуновение бриза. Единственной помехой идиллии приятной ночи были ослы, которые кричали чуть ли не до утра. Все животные и птицы отправились спать: куры и петухи, козы и овцы, даже собаки вели себя тихо, но чертовы ослы никак не могли угомониться и всю ночь (пусть и довольно смешно) кричали без устали!

В Тели я встретил землячку из провинции Альберта, из Эдмонтона. Ее звали Лиза Джейн, она целый год училась в университете в Бамако (столица Мали, прим. перев.). Марина, ее попутчица и сокурсница, была из Нью-Йорка. Лиза Джей, как и мы, планировала отправиться в Буркина Фасо, так что мы надеялись, что встретим ее еще раз до того, как она вернется в Канаду.