Домой RSS лента сайта


Зубастые приспособленцы

Категория: Прочее, Россия | автор: mogadisho | 11-11-2015, 14:03


ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО БАЙБАКА

Д. И. Бибиков
доктор биологических наук
Институт нотационной морфологии
и экологии животных
им. А.Н.Северцова АН СССР

А. В. Дежкин
Центральная научно-исследовательская лаборатория
охотничьего хозяйства
и заповедников Главохоты РСФСР

Среди полутора десатков видов и подвидов сурков, обитающих на территории нашей страны, только подвид степного сурка — европейский байбак (Marmota bobac bobac) являет собой пример «возрождения из пепла». Не где-нибудь в малолюдной местности, а под боком у человека, в преобразованных сельскохозяйственных ландшафтах Украины и Черноземной России восстанавливаются ареал и численность грызуна. Это очень удивительно, так как будущее других сурков далеко не безмятежно, их численность и ареалы неуклонно уменьшаются. Некоторые виды сурков (оба подвида сурка Мензбира) уже внесены а «Красную книгу СССР», не исключено, что и другие (тарбаган, черношапочный сурок) скоро окажутся в ее списках.

В чем же суть возрождения байбака? Каков масштаб явления, его причины? Что ожидает байбака в будущем?

Европейский байбак — довольно крупный грызун от светло-песочного до рыже-коричневого, темного цвета. Масса взрослыж животных 4…6 кг (в конце лета иногда до 9,5 кг), длина тела 50...60 см. Более половины года байбак проводит в спичке в глубоких, до 3...4 м, норах, В конце марта – начале апреля сурки выходят на поверхность земли и первое время мало активны.

Зубастые приспособленцы

Весной же, примерно через месяц после выхода из спячки, у байбака появляется потомство – обычно 4...5, редко 8...9 детенышей, которые более месяца остаются в норе, питаясь молоком метери. В конце мая – начале июня они выходят из нор и сразу же начинают подкармливаться травой. Усиленно питаясь сочными растущими частями разнообразных травянистых растений, сурки запасают на зиму много жира (до 1/3 массы тела). К осени они теряют активность, и в сентябре семьЯ сурков (порой до 15 особей) собирается в одной зимовочной норе.

Евразийские сурки — выходцы из открытых горних ландшафтов Центральной Азии. Предполагают, что древние горные сурки, приспособленные к суровому континентальному климату, в верхнем плейстоцене теснимые ледник проникли на север и запад – на приледиковые равнины и плато предгорий Южного Урала, Русской равнины, Среднеевровейской низменности. Переселенцы постепенно заселяли в Восточной Европе огромные территории и достигли Карпат и Альп, по периферии которых, также у ледников, переживали оледенение альпийские сурки – потомки мигрантов более ранних эпох.

В зависимости от похолоданий и потеплений климата в конце плейстоцена европейский ареал сурков то сужался, то расширялся, но на протяжении голоцена, и особенно последних 9...10 тыс. лет, он резко сократился тоже под влиянием климатических и ландшафтных перемен. В континентальные степные районы Восточной Европы сурки были вытеснены мощно развившимися лесами. В последние столетия условия жизни и распространение сурка в зональных степях стал определять человек.

Европейский байбак, широко распространенный и многочисленный в степях Русской равнины и в предгорьях Южного Урала еще до XVIII в., под натиском плуга и, особенно, неумеренной охоты к началу нынешнего столетия почти исчез на большей части ареала. Набольшие и угнетенные колонии сохранились к 30...50-м годам в двух местах на Украине, в Каменной степи, а также на юге Воронежской и на северо-востоке Ростовской областей, на Приволжской возвышенности (севернее и южнее Ульяновска и в Заволжье), в степных предгорьях Южного Урала.

В каких же биотопах сохранились колонии байбака?

Байбак, как и другие сурки, – обитатель степей и лугов, эволюционно связан с дикими копытными горных и зональных степей. На их пастбищах для байбака всегда хватало корма — разнообразных растений, среди которых были и рано развивающиеся виды, и долго растущие сорняки. Целинные же степи без диких копытных или их современного «заместителя» – домашнего скота – неригодны для жизни байбака: беднение видового состава кормовых растений и обрахование «войлока» из отмерших их частей, который задерживает вегетацию трав, приводит сурков к весенней бескормице. Наиболее типичные современные биотопы байбака – это выгоны и пастбища домашних животных. Здесь, как бы это ни казалось удивительным, наиболее полно обеспечиваются его кормовые потребности.

Сейчас в пределах прежнего ареала байбака есть еще много оврагов и балок, лесных опушек и лесных полос с островками степей, где, как правило, выпасают скот. Даже в сильно распаханном Центрально-Черноземном районе РСФСР, в восточных областях Украины и в Поволжье сохранилось немало неудобей, пригодных для жизни этого грызуна. Общая их площадь потенциально может обеспечить жизненные потребности не менее миллиона сурков, т. е. почти вчетверо больше современной численности. Значит, неправомерен вывод о том, что распашка целинных степей – главная причина исчезновения байбака в степях Восточной Европы. Вероятно, распашка только облегчила и ускорила его исчезновение в некогда обширном ареале, а численность была подорвана человеком, промыслом байбака. Его мех и мясо использовались людьми еще тысячелетия назад. В периоды недородов и стихийных бедствий, в голодные военные годы его мясом питались целые деревни.

В результате неумеренной охоты ареал байбака в Европе стал мозаичным, отдельные популяции оказались разделенными большими расстояниями, в некоторых колониях сохранились лишь единичные зверьки. На огромном пространстве, в основном в распаханной степной зоне от Украины до предгорий Южного Урала, выжили лишь несколько тысяч байбаков и несколько десятков тысяч к востоку от Оренбурга. Промысел байбака был запрещен.

Благодаря охране, а также по другим, не вполне понятным причинам с 50-х годов началось восстановлени численности байбака сначала на Украине, а затем в Поволжье и к западу от Урала. Возможно, что в Татарии и Башкирии численность росла не только за счет размножения зверьков в сохранившихся колониях, но и за счет переселенцев с распаханных земель восточных районов Оренбургской области.

Современный ареал байбака сформировался за 3...4 десятилетия в основном благодаря естественному выселению зверьков из переполнившихся колоний и расселения в новые места по разветвленным овражно-балочным системам. Нет сомнений, что увеличение в десятки раз численности, достигшей ныне 250...300 тыс. особей, обусловлено экологической пластичностью байбака. Видимо, у него уже сформировались новые экологические качества, позволившие ему не только выжить, но и размножиться в изменившихся жизненных условиях. Грызуны сумели приспособиться к жизни на пастбищах, достигших третьей и даже четвертой стадии дигрессии, когда в оврагах и балках кустарники угнетены вследствие перевыпаса, а луговое разнотравье вытеснено растительностью сухих степей и сорными травами. Кроме того, байбак, всегда «бежавший от плуга», при нарастании численности стал обживать сельскохозяйственные поля. Особенно хорошо он приспособился к жизни на посевах многолетних трав и стал там наносить ущерб, засыпая и вытаптывая посевы при рытье нор, а также поедая всходы. Неприятные последствия от вселения байбака могут сказаться и на прочности прудовых плотин, в которых он нередко роет норы.



Окончание материала:





См. также
другие материалы
о грызунах:

Среди гигантских крыс, кайманов и пираний
Море, солнце, песок и транспортная мафия
Жемчужина туристической карты Туркмении
Победит ли войско одна палочка с восемью дырочками


Недавно опубликованные статьи



___________________________________________
По материалам периодической печати СССР

© Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!






Ключевые теги:

животные


Похожие материалы:

  • Зубастые приспособленцы – часть 2
  • Карта сайта, страница № 8
  • Карта сайта, страница № 6






  • Веб-студия «РА-СОЛО»: разработка сайтов любой сложности
    Пляжи Морские путешествия Древности и экзотика Дайвинг Перелеты Водные аттракционы Походы Экстремальные развлечения И многое другое...