Крепость патрицияСОБОР РОЖДЕСТВА АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ Суромский Собор Рождества богородицы (1117-1119 годы) – самая древняя постройка, сохранившаяся на территории бывшего Антониева монастыря. Расположенный на правом берегу Волхова, к северу от Кремля, монастырь-крепость с каменным собором входил в первое внешнее кольцо оборонительных сооружений древнего Новгорода. Легенда приписывает основание монастыря римскому патрицию Антонию, ставшему и его первым игуменом. Возможно, что легенда возникла не без некоторых оснований, так как и в росписях, и в системе кладки стен, выполненной с применением большемерного кирпича, заметно наличие романских влияний. План и фасады собора лишь в общих чертах повторяют решения известных нам памятников Киевской Руси XII века. Зодчий, не боясь нарушить уже сложившиеся традиции, впервые вводит асимметричное трехглавое завершение, изменяет П-образную планировку хор внутри здания, отказывается от пилястр на западной стене, изменяет и форму столбов на прямоугольные и многогранные в плане. Все это делало постройку интересной н своеобразной. К сожалению, поновления и ремонты после частых пожаров оставили резкий след на облике архитектурного памятника. В XVII веке собор с трех сторон окружили низкими галереями-папертями. По-видимому, тогда нее посводное покрытие заменили щипцовым, а позднее — примитивным четырехскатным. На старых барабанах появились луковичные главы, на фасадах были пробиты новые, непропорционально большие окна. В XIX веке древняя живопись собора почти полностью сбита и заменена новой — сухой, однообразной и скучной. Снаружи к северо-западному углу основного объема здания примыкает круглая башня, возможно, в древние времена служившая дозорной. Поднимаясь по винтовой лестнице, расположенной в этой башне, на второй этаж – хоры и выше – в помещение, очевидно, служившее молельней заказчику, следует обратить внимание на остатки древней росписи стен, не имеющей ничего общего с традиционной церковной иконографией. Изображенные фигурки людей, несущих какие-то предметы, почти сливаются с фоном. С трудом удается разглядеть их силуэт, прописанный коричневой краской. Возможно, изображены безвестные люди, которые строили собор, поднимая по лесам корзины с кирпичом и раствором. Внимание исследователей привлекает маленькая фигурка идущего человека, рядом с которой процарапана надпись: «Петр». О зодчем – мастере Петре, строителе Георгиевского собора, упоминает новгородская летопись. Это же имя рядом с изображением храма в XII веке было процарапано острием на стене Софийского собора. Кому принадлежит рисунок маленькой фигурки уверенно шагающего человека, начертанной охрой на стене соборной башни в Антониеве монастыре? Был это знаменитый зодчий или один из художников, украшавших стены собора фресками? Или это автопортрет новгородца ХП века, случайно зашедшего в башню и оставившего о себе память столь обычным и в наши дни способом?.. Просматривая новгородскую летопись, можно встретить под 1125 годом упоминание о росписи стен собора Рождества. Древние фрески сохранились в круглой башне и в алтаре. Композиция из жизни Иоанна Предтечи в диаконике, «Введение во храм» в жертвеннике, изображения святых на гранях двух восточных столбов, выполненные в мягкой живописной манере, имеют много общего с некоторыми романскими школами живописи. (Диаконик – южное отделение алтаря, место для хранения свящ. предметов. Прим. ред.) Древние иконы XV-XVII веков, входившие в иконостас собора, в годы оккупации Новгорода были похищены гитлеровцами. Уцелели резные, в стиле барокко, тябла – каркас для установки икон, выполненный новгородскими мастерами в 1716 году. На территории бывшего Антониева монастыря сохранилось несколько зданий, построенных значительно позднее собора. Это Сретенская церковь с трапезной 1533-36 годов, Казначейские кельи XVII века, семинарская библиотека второй половины XVIII века. К первой половине XIX века относятся настоятельский корпус, семинарская больница, баня. В Антонове находится Новгородский государственный педагогический институт. Главное здание института, построенное в 1880-х годах, до революции занимала духовная семинария. Все монастырские постройки в 1941-44 годах были повреждены немецко-фашистскими оккупантами. Основные ремонтные работы в соборе Рождества проходили вскоре после окончания войны.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||