Категория: Города, Франция, Италия | автор: litterec | 7-10-2009, 22:21

В ПЕРВЫЙ РАЗ ЗА ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС

Часть 6

Пока ехали в поезде по маршруту Монте-Карло – Сан-Ремо, ничего интересного не произошло. Точнее, произошло пересечение франко-итальянской границы, или, если быть более точным, монако-итальянской. Выглядело это до безобразия просто. В вагон зашел то ли таможенник, то ли пограничник в форме, напоминающей форму кондуктора. А, может, это и был таможенник и пограничник в одном лице. Он обвел скучающим взором салон, развернулся и вышел. И тут я подумал, как же неинтересно тут люди живут! Нет, чтоб перетрясти личные вещи пассажиров, проверить паспортный режим, поймать контрабандиста с лишним килограммом сала... Ой, простите, это я замечтался.

Городок Сан-Ремо не отличался особым шармом, как мы его представляли во времена совка, жадно всматриваясь в счастливые итальянские физиономии исполнителей на фестивале песни. Так, городок себе и городок. Все так же по-европейски аккуратно и практично, временами с художественно оформленными фонтанами.

Впервые во Франции - часть 6

Все здесь было так, как в обычном средиземноморском городке, то же море, те же красного цвета крыши, та же гавань.

И местным властям было не лень высаживать что-то зеленое в клумбы:

Так как мы попали в другую финансовую зону, нам пришлось поменять немного долларов на местные лиры. Для этого мы зашли в банк, где были сильно удивлены повышенным мерам безопасности, по сравнению с Францией даже. На входе дверь-вертушка. Управляемая, т.е. оператор может ее блокировать и отпускать кнопкой. Заходить пор одному. Спасибо, хоть личный досмотр каждого не произвели…

Мы попытались пообедать, но именно попытались. Итальянский мы знали ровно так же, как и французский, то есть совсем никак. Надежда была только на интернациональные слова. Присели в небольшой летней кафешке, таких сейчас в Украине десятки тысяч, если не больше. Изучили меню. Моим спутникам почему-то понравилось слово «Скампия», а я рискнул довериться блюду «каламари», небезосновательно полагая, что это будет связано с кальмарами.

Я не ошибся, «каламари» можно было еще как-то употребить, а вот со скампиями моим спутникам не повезло, ибо оными оказались какие-то ракообразные создания почти совсем без съедобных частей. Гарнир без животной пищи для вполне молодых людей – не обед. Так что, не солоно хлебавши, мы пошли изучать местность по нашему обычному методу – «куда глаза глядят». Пройдя пару километров, мы поднялись на холм, возвышающийся над городом и немного прониклись атмосферой итальянской провинции. Тихие дворики, на пустыре старинная церковь, жаль, фото не получилось. А вот вид оттуда на сам городок:

Впервые во Франции - часть 6

После прогулки мы вернулись на вокзал и в ожидании поезда мы впервые попробовали местного шампанского. Оно продавалось в небольших бутылочках граммов по 300-400, не помню точный объем. Не будем говорить о цене, и так понятно, что у нас тогда было дешевле. Но качество мне совсем не понравилось. Газированный кисляк, да и только. У нас бы отбраковали как скисшее вино.

Долгая дорога в Ниццу, уже без остановок по пути, предрасположила моих спутников ко сну. А мне довелось слегка потренировать свой тогда еще скудный английский с каким-то швейцарцем. Мы обсудили всего понемногу, насколько позволял мой словарный запас. И, конечно, звучала более популярная тогда, чем сейчас, тема про новых русских. Швейцарец посетовал, что, вот, дескать, он работает, его жена работает, двое его детей работают, но он не может себе позволить часы отечественного производства. А русские, мол, их скупают десятками. В целом, мне мужик понравился. Как и та супружеская пара в Ницце (см. часть 5).

Вообще это было одно из открытий для меня тогда. До поездки западные люди представлялись мне чопорными и загадочными. А теперь я понимаю, что они скорее более дружелюбны, чем мы, хотя и менее хлебосольны. Впрочем, с годами развития капитализма в Украине становится понятно, что мы потихоньку развиваемся в этом направлении. Все меньше ходим в гости, все больше работаем и замыкаемся в себе в вечерний час релаксации перед телевизором. А ведь предупреждала партия Ленина! Жестокая изматывающая эксплуатация трудящихся капиталом! Эээххх!

Когда мы прибыли в Ниццу, у меня хватило сил, немного отдохнув, искупаться-таки на пляже при температуре воды +14. Ну очень хотелось. А вдруг сюда больше не попаду? Я проплыл десяток метров и вылез на берег греться. Вода как вода, море как море.

Но судьба дала мне возможность искупаться в Лазурном море уже в августе того же года. И только тогда я понял, насколько вода в Средиземноморье более соленая, чем в нашем родном Черном море. Когда ныряешь без маски, глаза режет, даже когда глаза закрыты. Я уже молчу про запах воды. Ничего сказать хорошего нельзя, потому что.

Наутро мы направились на вокзал с целью посетить Канны, тем более что там должен был открываться знаменитый фестиваль. Соответствующие афиши мы видели еще в Париже. Вот как выглядит вокзал в Ницце:

Впервые во Франции - часть 6

Вполне по масштабам украинского райцентра. Разве что крытых вокзалов в райцентрах я у нас не припоминаю. Видно все атрибуты европейского образа жизни. Лавочки, цветы, торговые автоматы. Правда, последние у нас тоже сейчас стали появляться. А вот все остальное еще с трудом пробивает себе дорогу, увы.

По прибытии в Канны нам посоветовали посетить один из двух знаменитых близлежащих к городку островов – Святой Маргариты, который побольше. Меньший из них, остров святого Оноре, в наших планах не фигурировал. Оказалось, что добраться на остров непросто, потому что часть рейсов катеров отменили, а на другие мы не сразу взяли билеты.

Пока шли выходили из дока, я сделал несколько снимков пришвартованных судов:

Впервые во Франции - часть 6

и мола с маяком на фоне огромного круизного лайнера:

На выходе нам повстречалась яхта, почему-то без парусов:

На острове было достаточно скучно, если бы мы не пообедали, выпив немного вина. А так – тропинки, тропинки. Получилось, мы во второй раз за 10 французских дней пообщались близко с природой.

Что удивило, так это платный (два франка, кажется) автоматический туалет посреди леса, точь-в-точь, какие мы видели в Париже и даже пользовались. В наших краях такое вряд ли возможно, увы. (Особенности французских туалетов изложены также в этом материале. Прим. ред.)

Единственная достопримечательность на острове – неплохо сохранившаяся старинная крепость Вобан.

Впервые во Франции - часть 6

С ее стен открывается прекрасный вид на город,

и на залив:

Назад добираться тоже было тоскливо, потому что минут 40 ждали катер.

Ступив на материк, решили по обыкновению побродить по улочкам городка, которые были вполне симпатичны или даже немного романтичны.

Впервые во Франции - часть 6

С этой же высокой точки открывался неплохой вид на заполненную до отказа катерами и яхтами пристань.

Когда мы вернулись в центральную часть города, начался небольшой дождик, но он не помешал сотням людей наблюдать за начавшимся процессом прибытия звезд и звездочек к Дворцу фестивалей на известнейший кинофорум.

Тут же были наготове стражи порядка. Однако, поскольку в Европе если и хулиганят, то всем миром, поэтому полисмены особо в толпу не глазели, как это принято у нас. Культурненькая полиция во Франции.

Впервые во Франции - часть 6

Отличия полицейских в экипировке от наших милиционеров состоят в том, что личное оружие – пистолет – у них на шнурочке, чтобы не украли.

Кроме того, у многих есть специальные фонарики, которые при ближайшем рассмотрении оказываются еще и телескопическими дубинками.

Из VIP-гостей фестиваля мы увидели Жерара Депардье и Клаудиу Шиффер. Она в желтом платье, хотя фото чуток «смазанное».

Впервые во Франции - часть 6

Пока смотрели на проход гостей фестиваля по красной дорожке, разминулись с двумя другими нашими товарищами по поездке. Чтобы вновь встретиться, пришлось попросить какого-то француза позвонить на украинский мобильный. Тут мы еще раз почувствовали разницу французского и украинского уровней, потому что отзывчивый француз разрешил нам позвонить безо всяких колебаний. Сейчас, конечно, и у нас мобильная связь дешевая, но тогда для нас это выглядело как экстраординарный поступок.

На обратном пути в купе поезда с нами ехала симпатичная американская студентка. Естественно, я не преминул возможностью пообщаться с ней, тем более что раньше я с американцами не говорил ни разу. Особо интересного она не рассказывала, сообщила, что учится в государственном университете за девять тысяч американских целковых в месяц.

Теперь настала пора поделиться впечатлениями о городе нашего пребывания – Ницце. Конечно, написано о нем много. Из личных впечатлений наиболее сильное оставили прогулки по пешеходной зоне недалеко от набережной. Правда, вездесущие мотоциклы здесь также присутствовали.

Впервые во Франции - часть 6

Питались мы в Ницце руководствуясь нашим парижским опытом – у китайско-корейских друзей советского народа. Тут, пожалуй, и выбор был побольше, чем в Париж, и пиво посвежее. Говоря про пиво, мне и сейчас, через 9 лет, вспоминается литровая кружка пива за 66 франков, правда, в эту сумму входили еще и орешки. Это огромная сумма для литра пива – больше 50 грн. Тогда за эти деньги можно было купить в супермаркете пухлый пакет выпивки и закуски. Но че-то у нас я такого пива совсем не встречал, несмотря на значительный ассортимент его в наши дни.

Посещали, конечно, мы и обычные, французские кафе. В одном месте пешеходной зоны эти кафе сливались в единое море столов и стульев. Играло одновременно четыре или пять оркестрантов, в разных местах, понятно. В общем, такой, радостно-фестивальный оазис праздника жизни среди и так не очень мрачных будней. Особо мне понравился коллектив, который исполнял что-то шотладское, как мне тогда показалось. Я поговорил три минуты с одним из участников группы, в перерыве между композициями. Это были музыканты из Великобритании, которые здесь отдыхали и заодно творчески общались с публикой.

Из еды особо экзотическое не припомню ничего. Видел много раз, как местная публика заказывала фирменное блюдо – огромная гора льда и в нее вставлены всякие морские ракообразные. Мы на это излишество не решились, даже цену узнавать не стали. Не хлебом единым, как говорится.

На утро последнего дня нашего пребывания мы решили прогуляться по ближайшим окрестностям Ниццы. У меня заканчивалась последняя фотопленка, и покупать еще уже не было особого смысла и времени. Первый снимок я сделал возле гавани для мелких судов. Если кто помнит фильм «Ронин», то эти здания были в кадре:

Впервые во Франции - часть 6

А вот те же здания, но уже со стороны лодочной «парковки»

А вот эта же «парковка» на фоне моря:

Видно, что гавань и остальную часть набережной разделяет живописный холм. Особенно красиво этот холм выглядит с моря, вечером, когда зажигают подсветку. Но я это увижу только через три месяца, когда вновь попаду сюда, уже на круизном лайнере. Но мы решили прогуляться на этот холм, и оттуда я сделал хорошие снимки города, набережной и залива.

Впервые во Франции - часть 6

По другую сторону холма можно видеть входную часть порта с треугольной автостоянкой.

На этом месте у меня кончилась последняя пленка, но не закончились события. Мы продолжили прогулку по холму и обнаружили на вершине симпатичный парк, а на обратном пути зашли на историческое кладбище и на могилах прочитали с десяток славянских фамилий. Все-таки, здесь было одно из «гнезд» русской эмиграции, да и до революции наши соотечественники не оставляли это место без внимания.

Вернувшись в гостиницу и пообедав, мы разделились. Мои попутчики решили осмотреть местные супермаркеты, только осмотреть, особо ничего не покупали. А я сделал покупку и воплотил мечту своего детства – роликовые коньки. Причем, помимо роликов, приобрел также наколенники, налокотники и наладонники. Нацепил это все на себя и предпринял конькобежную прогулку по городу. Как я и ожидал, никто на меня не обращал внимания. А зачем? Ведь я же не делал никому ничего плохого. Только когда выкручивал малость неосторожные траектории, прохожие косились на меня, беспокоясь о своей безопасности. А так – никакой реакции.

Другое дело, когда я приехал домой и попробовал прокатиться по улицам родного города. Мало того, что на меня постоянно нападали местные дворняги, так еще и некоторые наши сограждане крутили пальцем у виска. Дескать, здоровенный «лоб», а «выперся» на коньках. Мда! А в Ницце я видел человека три уже вполне преклонного возраста, преодолевающие на роликах километры по живописной местной набережной. В общем, сувенир на память о Франции получился «что надо»!

Рано утром следующего дня мы вылетали в Борисполь через Париж, аэропорт «Шарль де Голль». Около четырех утра вежливый голос портье по телефону осуществил заказанный нами «вэйкап колл», и в девять утра мы были уже в Париже. Багаж перегрузили без нашего участия, мы просто перешли из одного самолета в другой. Эйр Франс «веников не вязала». Во время полета из Парижа в Киев нас неплохо кормили и, как и во время рейса «туда», потчевали даже спиртными напитками, что для советских и постперестроечных реалий было, по меньшей мере, удивительно. Мне было мало стандартных 100 граммов, настроение было отличное, но бортпроводница, владеющая английским, мне вежливо отказала в «добавке». Тогда я ей перевел в общих чертах историю из романа Войновича (см. часть 1) про то, как герой пил спиртное в лайнере «Люфтганзы». Она слушала с упоением, присев на корточки возле меня и подперев указательным пальцем щеку. После окончания моего короткого рассказа она сказала «джаст э момент», отлучилась ненадолго и принесла маленькую бутылку «ихнего» шампанского, точно такого же, как я пробовал на вокзале в Сан-Ремо. «Это вам от меня и от нашего экипажа» – сказала она. Шампанское было употреблено дома, но оказалось, впрочем, таким же газированным «кисляком», как и Сан-Ремовское. Впрочем, душевного тепла в этой бутылке было предостаточно.

К обеду мы были уже в Киеве. Тут же повеяли знакомые азиатские ветерки. Таможня «шмонала» простых людей так, что аж «гай гудел». Но это уже за пределами этого рассказа.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!