Давно замечено, что монахи и отшельники любили ставить свои обители на местах, которые были «предивны зело» и известны с глубокой древности. Это относится и к Белогорскому монастырю, который был основан в 1671 году иноками Дивногорского монастыря, что находился при слиянии рек Донца и Сосны, бежавшими сюда от непрерывных нападений татар. По свидетельству этих первоначальных основателей, монастырь был размещен на «старом девичьем городище...» которое, вероятно, было местом «поганых игрищ», где язычники «умыкали» себе жен.
На берегах тишайшей Ворсклы были ожесточенные бои с немецко-фашистскими войсками. Особенно известны боевые действия по уничтожению Томаровско-Борисовской группировки противника. Это так называемый «котел под Томаровкой». Разбору этой операции посвящены специальные работы военных историков. В результате стремительных и умело спланированных действий советских войск здесь было уничтожено и захвачено большое количество боевой техники и живой силы противника.
В Грайвороне местные краеведы с теплотой отзываются об архитектуре бывшей мужской гимназии. Такая же оценка дается местными старожилами зданию бывшей женской гимназии, а также зданию бывшего земства. Все это типичная, так называемая земская, архитектура с обильными украшениями из неоштукатуренного кирпича. В центре города известное художественное впечатление производит бывший особняк в виде средневекового замка с башнями – и это в Грайвороне!
Если из Грайворона по отличной асфальтовой дороге проехать километров двадцать на восток, то мы прибудем в два примечательных села. На левом берегу Ворсклы, несколько в стороне от нее, расположено село Головчино, в котором сохранились архитектурные памятники XVIII века и остатки старинного парка. На правом высоком берегу Ворсклы и у подножия его расположено самое древнее поселение этих мест – село Хотмыжск. Ранее оно было известно как довольно крупный по тем временам и сильно укрепленный город с древней историей.
В 1640 году государевым указом воеводе Василию Толстому было велено построить крепость Хотмыжск на древнем Хотмышлском городище. В течение одного года крепость была закончена. Хотмыжск был одним из самых мощных городов-крепостей так называемой Белгородской засечной черты, созданной в середине XVIII века. Следует подчеркнуть, что военно-оборонительное строительство играло огромную роль в русской истории. Оно способствовало развитию архитектурно-строительного искусства вообще.
В промежутках между Хотмыжском и Белгородом проходила одна из дорог, по которой татарские орды проникали из южных степей в глубь России, – так называемая Муравская дорога. Именно поэтому укреплениям на этом отрезке Черты уделялось особое внимание, в том числе и Хотмыжску. В ту пору в этих районах было довольно много лиственных лесов, что также было серьезным препятствием для продвижения татарской конницы.
Мотив наружных колоннад в культовых сооружениях известен, он довольно часто применялся в архитектуре классического направления, например в церкви в селе Славгород Сумской области, в известной церкви села Ляличи Брянской области и многих других. Этим композиционным приемом придавалась зданиям особая торжественность, величавость. Хотмыжский собор изнутри был расписан и имел ценный в художественном отношении иконостас, по рассказу местных старожилов, якобы вывезенный из Италии в начале XIX века.
На низком левом берегу Ворсклы, чуть пониже Хотмыжска, расположено старинное большое село Головчино. Село это известно не только своим прошлым, но и свершениями современности. Сахарный завод, совхоз, три дома культуры; зажиточная жизнь бьет ключом... Но за все это уплачена дорогая цена. У памятника Героям Великой Отечественной войны, установленного на площади в центре села, на мраморных досках высечено около шестисот имен героев-головчинцев, павших в боях с фашистскими захватчиками за честь и независимость нашей Родины.
В одичавшем и почти превратившемся в лес бывшем Головчинском парке поражают своими размерами гигантские серебристые тополя. У наиболее крупных из них окружность ствола у земли достигает восьми шагов! Нам никогда не приходилось видеть такие огромные деревья. Этот ствол на высоте четырех-пяти метров делится на множество отдельных, также весьма мощных ветвей-стволов; из одного корня как бы вырастает целая роща!
Борисовские живописцы не придерживались традиционных канонов религиозной живописи. Как известно, старинную иконопись в свое время горячо защищал «железный», по выражению Горького, протопоп Аввакум. Тогда такое занятие даже считалось «богоугодным делом». Процесс «обмирщения» этого искусства начался давно и достиг своего крайнего выражения именно в Борисовке. Можно сказать, что здесь рисовались не столько иконы в их прежнем смысле, а, скорее, декоративные картинки.