Российская земля с украинским оттенком – часть 21ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.21) Мы не думаем, что все путешествующие по нашему маршруту будут проявлять какой-то особый интерес к археологии. Однако трудно представить себе человека, который, находясь здесь, отказал бы себе в удовольствии преодолеть овраги и взобраться на эту таинственную площадку с одиноко стоящими на ней несколькими соснами и осмотреться окрест (лет пятнадцать назад этих сосен было гораздо больше). Исторические воспоминания, смутные представления о делах давно минувших сливаются с воспоминаниями о пережитом сравнительно недавно: на городище сохранились уже осыпавшиеся от времени траншеи времен Великой Отечественной войны. Малое городище на меловых горах у реки Псел напоминает картины-видения из жизни наших далеких предков, которые так красочно изображал в свое время художник Николай Рерих (картины «Идолы», «Начало Руси. Славяне» и другие). Впрочем, картины эти отнюдь не являются только результатом воображения талантливого художника. Рерих был не только художником, но и ученым-археологом и много занимался раскопками. В противоположной стороне от Николаевского Белогорского монастыря, также на высоком правом берегу реки Псел, расположено Большое городище. Значительная часть его теперь распахана и особого впечатления уже не производит.
Давно замечено, что монахи и отшельники любили ставить свои обители на местах, которые были «предивны зело» и известны с глубокой древности. Это относится и к Белогорскому монастырю, который был основан в 1671 году иноками Дивногорского монастыря, что находился при слиянии рек Донца и Сосны, бежавшими сюда от непрерывных нападений татар. По свидетельству этих первоначальных основателей, монастырь был размещен на «старом девичьем городище...» которое, вероятно, было местом «поганых игрищ», где язычники умыкали себе жен, как об этом повествуется в Повести временных лет («браци не бываху в них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовские песни и ту умыкаху жены собе, с нею же кто совещашеся»). Из этого летописного документа, между прочим, следует одна любопытная деталь: «умыкание» вовсе не было грубым насилием; прежде чем это действие предпринимать, заинтересованные стороны предварительно «совещашеся». Основные средства на устройство монастыря в XVII веке давал сумской полковник Андрей Кондратьев, наделивший в 1688 году монастырскую братию обширными земельными угодиями. Казацкая военная администрация порой ссылала сюда для покаяния чем-либо провинившихся казаков и низших старшин. Так, в 1727 году с этой целью сюда из самой Запорожской Сечи были сосланы казаки Иван Кулик и Иосиф Палич. Примерно в это время в монастыре были построены церкви Николая и Преображенья, а также колокольня и ограждающая монастырь стена. Все строения монастыря вначале были деревянные, к середине XVIII века они пришли в ветхость и были разобраны. Новая каменная Преображенская церковь была построена в 1777 году. В 1783 году мастером Соколовым был заключен контракт на постройку иконостаса, и через год он был исполнен «по данному абрису искусно». Каменная трапезная была возведена в 1784 году. Во время секуляризации монастырских имений в 1788 году монастырь был закрыт, а его храмы были обращены в приходские церкви села Горналь. Монастырь был открыт вновь в 1863 году и вскоре был заново отстроен на средства богатых суджанских купцов Купреевых. Ныне не существующие культовые строения монастыря относились ко второй половине XIX века и были выполнены в формах так называемой русско-византийской архитектуры, которой тогда увлекались не только рядовые, но и несомненно талантливые архитекторы. В истории русской архитектуры эта ее ветвь занимала особое место и к ней по-разному можно относиться. Но нельзя отрицать того, что в области архитектурного декора она достигала многого. В условиях исключительно живописного окружения такая архитектура, пожалуй, в какой-то мере была оправдана и хорошо сочеталась с природой. За десятки километров были видны устремленные ввысь купола; располагаясь на меловых горах, Белогорский монастырь был поднят над равниной на высоком белом пьедестале. Другого подобного случая мы не знаем в русской архитектуре. До нас дошли только служебные монастырские здания, некоторые башни и остатки монастырских стен. Монастырь был богатым, и таких зданий сохранилось довольно много; в них теперь размещается школа-интернат. Даже эти остатки на фоне красивой, своеобразной природы производят определенное впечатление. 5. По Верховьям реки Ворсклы
Оставляем живописный Псел и движемся далее на юг вдоль русско-украинской границы. Мы держим путь на один из древнейших городов края, а ныне обыкновенное село Хотмыжск, в старинное крупное село Головчино и поселок Борисовну. В этих населенных местах сохранились памятники архитектуры, а некогда здесь процветали художественные ремесла. По дороге в эти примечательные места советуем посетить тихий и уютный городок на реке Ворскле с красивым названием Грайворон. Согласно преданию, в окрестностях города некогда были обширные дубовые рощи, в которых водилось много ворон. Есть такое народное выражение «птичий грай», то есть шум птиц; отсюда – Грайворон. Расположен этот небольшой городок на границах Белгородской области РСФСР, Харьковской и Сумской областей Украины. Нынешнее скромное положение Грайворона явствует из того, что он даже не является районным центром.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||