Духовное сердце Украины – часть 11АРХИТЕКТУРА И ПАМЯТНИКИ ПОЛТАВЩИНЫ (продолжение, ч.11) В 1975 году состоялся Всесоюзный конкурс на разработку проекта планировки и застройки центральной части города. Первое место среди проектных институтов, представивших материалы на конкурс, занял Полтавский филиал Харьковского института Укргорстройпроект. Проект центра основывается на генеральном плане Полтавы, утвержденном в 1965 году. В нем развит принцип ансамблевой застройки, заложенной еще М. Амвросимовым в 1805 году. В новом плане предусматривается архитектурное оформление современных площадей – Дзержинского, Зыгина, Луначарского, Театральной. Проект застройки центра отвечает всем современным градостроительным требованиям. Полтава растет и хорошеет. ОТ ДИКАНЬКИ ДО ГАДЯЧА Диканька Наш путь лежит на север от Полтавы к старинной, воспетой Н. В. Гоголем Диканьке. Широкое шоссе ведет мимо небольшого села Побиванки, где установлен памятник шведским воинам, павшим в Полтавской битве. Памятник представляет собой небольшой курган, на вершине которого стоит гранитная глыба, доставленная сюда из Швеции. На двух сторонах шестиметрового обелиска – надписи на русском и шведском языках: «В память шведам, павшим здесь в 1709 году, воздвигнут соотечественниками в 1909 году». На 12-м километре от Полтавы есть поворот к старинному населенному пункту Кротенки (бывшая Семеновка), названному так в честь первого председателя сельского ревкома С. Кротенко, замученного деникинцами в 1919 году. В районе Семеновки 20 июня 1709 года войска Петра I форсировали Ворсклу. В память об этом событии на высоком холме над местом переправы был установлен обелиск. К 250-летию Полтавской битвы старый обелиск заменили гранитным (авторы архитекторы И. Шмульсон, В. Пасечный). Недалеко от этого памятника стоит восемнадцатиметровый обелиск на месте форсирования Ворсклы советскими войсками 21 сентября 1943 года. С высоты холма открывается панорама лугов, лесов, бескрайних колхозных полей. По стремительно бегущему с холмов и поднимающемуся на возвышенности шоссе приближаемся к темнеющей полосе заповедного дубового леса, который является остатком древних реликтовых дубрав, некогда покрывавших территорию Полтавщины. Сворачиваем на дорогу, ведущую в Диканьку. Перед самым въездом в поселок растут три дуба-великана, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Деревья взяты под охрану как памятники природы. В пушкинские времена здесь росла целая аллея дубов, о которой великий поэт писал:
Точная дата возникновения Диканьки не известна. Письменные источники, в которых впервые упоминается село, относятся к 1658 году. Название Диканьки одни историки связывают с наличием здесь в древности густых лесных массивов, другие склонны считать, что оно произошло от фамилии Диканъ, которую якобы носил первый поселенец. Такая фамилия и теперь часто встречается в этой местности. Вплоть до Великого Октября Диканькой владели потомки Кочубеев. Сохранилась часть строений некогда пышной кочубеевской усадьбы. Композиционным центром ее был парадный дворец, построенный в конце 90-х годов XVIII столетия по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Обособленно на усадьбе располагались хозяйственные службы, конный двор с манежем, оранжерея, зоопарк.
Господский дом и многие хозяйственные постройки не сохранились. Достояли до наших дней Николаевская и Троицкая церкви и Триумфальная арка. Николаевская церковь, построенная в 1794 году, служила усыпальницей рода Кочубеев. Проектировал ее архитектор Н. Львов, создавший ряд культовых сооружений и различных гражданских и жилых построек. Не исключено, что Н. Львов, имевший богатую практику в усадебном строительстве, принимал участие и в разработке усадебного комплекса. Николаевская церковь представляет собой сооружение в виде ротонды с портиком дорического стиля на западной стороне постройки. Сегодня здесь принимает посетителей музей атеизма – филиал Диканьского краеведческого музея. Неподалеку ведутся работы по строительству этнографического музея под открытым небом. Полтора века назад, в 1810 году, неподалеку от церкви проекта Л. Руска была сооружена колокольня, представляющая собой отдельно стоящую двухъярусную звонницу. Такая компоновка колокольни характерна для культовых построек начала XIX столетия. На первом ярусе звонницы располагались жилые помещения для смотрителя. Троицкая церковь сооружена в 1780 году, материалом послужил кирпич, стиль постройки – барокко. В горизонтальной проекции храм представляет собой крест с закругленными концами. Внутри строения явственно видна тщательно проработанная пропорциональность, характерная для классической архитектуры, но с элементами «придворных» построек времен императрицы Елизаветы. Стены Троицкой церкви имеют большое число лепных украшений, вверху сделан высоким карнизом. С трех сторон располагаются входные двери, вокруг которых стоят парные колонны. Внутренние углы на фасадах украшены пилястрами и полуколоннами прямоугольной формы. Средняя часть строения имеет четырехугольное основание, установленное на массивные арки. Церковь увенчана восьмигранным барабаном с маковкой. По легенде, именно в Троицкой церкви кузнец Вакула из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» рисовал в притворе черта, возившего его в Санкт-Петербург. Писатель был частым гостем в Диканьке, и многие из его рассказов навеяны жизнью и бытом диканьских жителей. В настоящее время составляется проект реставрации этого интересного памятника архитектуры и истории. Парадный въезд в имение начинался от почтового тракта, где в 1820 году была сооружена Триумфальная арка с элементами дорического ордера. Автор Триумфальной арки – архитектор Л. Руска, по проектам которого в начале XIX столетия на Украине велось строительство жилых зданий, культовых сооружений, оград.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||