Духовное сердце Украины – часть 3АРХИТЕКТУРА И ПАМЯТНИКИ ПОЛТАВЩИНЫ (продолжение, ч.3) Памятником архитектуры конца XVIII века является колокольня этого собора, заложенная в 1774 году и построенная в 1801 году. Внешние формы и элементы декора колокольни несут черты барокко. Однако четкая композиция, шпиль, а не купол, вход в виде четырехколонного портика свидетельствуют о значительном влиянии русского классицизма. Сегодня колокольня Успенского собора удачно замыкает перспективу главной улицы города – Октябрьской. Сохранилась каменная двухэтажная пристройка бывшей Николаевской церкви, что по Первомайскому переулку. Сейчас здесь художественные мастерские. В 1762 году в предместье Пушкаревка, вотчине полковника Мартына Пушкаря, была построена Вознесенская церковь бывшего здесь Покровского женского монастыря, где закончила свою жизнь монашкой дочь В. Л. Кочубея – Матрена, воспетая А. С. Пушкиным в поэме «Полтава». В архитектурном отношении Вознесенская церковь представляла собой редкий на левобережной Украине тип однокупольного культового сооружения периода перехода от стиля барокко к классицизму. До наших дней строение не сохранилось. К группе памятников усадебной архитектуры относится комплекс бывшего имения помещиков Заньковских, расположенный на юго-восточной окраине Полтавы. В пригородном селе Крутой Берег сохранился особняк и служебные помещения комплекса усадебной застройки конца XVIII века. Небольшой одноэтажный особняк построен в стиле русского классицизма. Главный фасад украшен четырехколонным портиком. Колонны – дорического ордера со стилизованными капителями. Комнаты особняка расположены в анфиладном порядке. Помещение служб решено в классических формах с аркадой, имеющей пропорции тосканского ордера. В особняке сохранились старинные резные двери, тамбур, деревянное резное крылечко (с торца), красивый паркетный пол. В службах – старинные дубовые закрома. В настоящее время эта постройка используется местным колхозом имени Чапаева для бригадного клуба и складских помещений. В начале XIX столетия Полтава представляла собой полуразрушенную крепость, которую окружали многочисленные предместья-хутора: Павленковский, Огнев, Очеретянка, Кулики, Кобищаны и другие, вошедшие в последующие годы в черту города. Эти названия бытуют и сейчас. В крепости и предместьях находилось около тысячи небольших домиков, и только три общественных здания на Соборной площади да бывший осадный двор были кирпичными. С 1802 года Полтава становится губернским городом. Возникает необходимость в сооружении административных зданий и застройке города по новому плану. При губернском правлении были созданы строительная экспедиция и губернская чертежная, которые возглавил талантливый архитектор М. Амвросимов. Застройка Полтавы по новому регулярному плану на протяжении многих лет связана с его именем. М. Амвросимов был воспитанником московской архитектурной школы, которую с 1786 года возглавлял М. Казаков, один из основоположников русского классицизма. Окончив архитектурную школу в конце XVIII столетия, М. Амвросимов уехал в Петербург. Но, не имея связей и покровителей, смог устроиться только преподавателем сельской архитектуры в практической школе земледелия при министерстве уделов. Первый генерал-губернатор Полтавской губернии князь А. Б. Куракин пригласил М. Амвросимова в Полтаву на должность губернского архитектора. Под руководством М. Амвросимова и составлялся новый регулярный план Полтавы. При разработке проекта было решено построить Полтаву как Петербург в миниатюре. Основной композиционной осью города стала главная улица, которая вела от старинного центра – Соборной площади (нынешняя Красная) к полю Полтавской битвы. С 1809 года эта улица стала называться Александровской. В 700 метрах от старинного крепостного вала образовалась Круглая площадь, от которой радиусами разошлись широкие улицы, направленные к городам Полтавской губернии. Радиальная система затем переходила к прямоугольной сетке улиц и кварталов. М. Амвросимову удалось избежать ошибок предыдущего проекта, большинство запроектированных улиц увязывалось с существующим рельефом и исторически сложившейся планировкой города. Планом предусматривалось создание крупных торговых площадей в районе теперешней Театральной площади и между нынешними улицами Гоголя и Котляревского. В запроектированных новых районах города также были предусмотрены площади, городские колодцы, культовые сооружения. Административные здания размещались на главной улице, торговые заведения – на Круглой площади. В честь столетия Полтавской битвы на главной улице предполагалось соорудить памятник. Об увековечении этого события думал еще Петр I. Но при его жизни идея не была осуществлена. В 1778 году неподалеку от Спасской церкви поставили кирпичный обелиск с медной доской, на которой была изображена Полтавская баталия. Памятник этот разобрали в начале XIX столетия во время перепланировки города. Проектирование памятника Славы начали после составления нового плана Полтавы. Монумент, разработанный петербургским зодчим Тома де Тойоном по идее М. Амвросимова, требовал кругового обзора. Местом для установки монумента могла быть только Круглая площадь. К тому же в народе жила легенда, будто именно на этом месте произошла торжественная встреча Петра I с защитниками крепости Полтава на второй день после победы. Монумент представляет собой чугунную колонну-обелиск в виде орудийного ствола, установленного вертикально на гранитном постаменте. Общая высота монумента 16,6 метра. Сверху колонна увенчана позолоченным бронзовым орлом, который держит в клюве лавровый венок, а в когтях – стрелы. В основание памятника вмонтированы 18 орудий, десять из которых когда-то стояли в Полтавской крепости, а восемь привезены с места капитуляции шведской армии близ Переволочны на Днепре. В изготовлении деталей монумента приняли участие известные скульпторы и архитекторы, многие народные умельцы. Так, под руководством профессора петербургской Академии художеств скульптора Ф. Щедрина при консультации выдающихся скульпторов того времени Ф. Гордеева и И. Мартоса были изготовлены все бронзовые детали и украшения постамента. Чугунные детали колонны отливались в Луганске под наблюдением инженера-механика Н. Москвина, который руководил и их установкой на месте. Камень для монумента был добыт и отшлифован в карьерах близ Кременчуга. Общее руководство работами осуществлял М. Амвросимов. Закончено строительство монумента в 1811 году.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||