Что ни на есть дворянское гнездо – часть 14УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ (продолжение, ч.14) Первоначально театр давал представления в правом флигеле при въезде в усадьбу. Но это помещение не удовлетворяло Юсупова, и он в 1816 году строит около парка на месте голицынского манежа сохранившееся доныне здание театра. Проекты театра составляли московский архитектор И. И. Бове и знаменитый декоратор императорских театров П. Гонзаго. Фактически театр был построен Е. Д. Тюриным, при участии В. Я. Стрижакова. Внутренняя отделка здания производилась под руководством московского архитектора С. П. Мельникова. Двухэтажное здание театра (прямоугольное в плане) обращено одной стороной к усадьбе и украшено четырехколонным портиком. К южной (торцовой) стороне пристроено в 1828 году красивое крыльцо с балюстрадами и вазами. Зрительный зал – овальной формы – имеет одиннадцать лож бенуара и столько же бельэтажа, разделенных двенадцатью колоннами. В партере пол наклонен к сцене. Несмотря на небольшие размеры, зал театра производит сильное впечатление. Размеры его сцены –6x8,15x12,25 метра. Достопримечательностью театра являются декорации работы П. Гонзаго, которых театр имел двенадцать смен. В настоящее время сохранилось четыре смены декораций и занавес. На занавесе в перспективе изображен многоколонный храм, в глубине которого стоит позолоченная статуя. Одна из сохранившихся декораций – «Таверна», или «Изба», как ее называли в прошлом, написана неяркими красками и создает исключительную иллюзию. Боковины производят впечатление идущих в глубину стен – с полатями на одной из них и полками с сельскохозяйственными продуктами – на другой. В центре декорации нарисованы три арки, идущие к задней стене таверны. В стене прорезано полукруглое окно, из которого льется дневной свет. У простенков перед первой аркой написана с одной стороны лестница на два марша, ведущая на полати, а с другой – два разной высоты шкафа, с сидящим наверху котом, глаза которого сверкают. Вторая декорация – «Тюрьма» – исполнена в красноватых тонах. Она представляет сложенную из обтесанных блоков круглую комнату, свод которой опирается на стоящий посредине массивный круглый столб со светящимся фонарем сбоку. В противоположность этим мрачным картинам декорация «Римская улица», написанная в золотистых тонах, как бы полна воздуха и света. Зритель видит круглый, обнесенный коринфской колоннадой, храм; в глубине расположены античные постройки; на первом плане стоят сппуи. Четвертая декорация представляет собой перспективу богатого зала, со множеством малахитовых колонн и позолоченных статуй, уходящих вдаль, в глубь сцены. Глубину перспективы подчеркивают повторяющиеся через определенные интервалы пары колонн, поставленные в середине зала и поддерживающие балки потолка. Гонзаго был видным художником-декоратором. Его имя было уже широко известно в Италии, когда он принял предложение Юсупова переехать в Россию для работы в С.-Петербургском императорском театре. Гонзаго написал ряд декораций к различным театральным постановкам. Он расписывал также дворцовые комнаты, планировал посадку деревьев в парках. Сохранилась его роспись стены в Павловске. Особых эффектов Гонзаго достигал необыкновенным совершенством построения перспективы, рисуя уходящие в бесконечную глубину улицы, колоннады и т. п. Свои декорации он писал с учетом недостаточного тогда освещения сцены. Поэтому он писал свет яркими бликами, а тени делал очень густыми. Декорации Гонзаго в Архангельском являются единственными сохранившимися во всем мире и представляют большую художественную ценность. * * * Хотя Архангельское рассматривалось Юсуповым как увеселительная усадьба, все же он организовал здесь несколько небольших фабрично-заводских предприятий. Один из первых богачей страны, Юсупов только удовлетворял этим свои, нередко кратковременные, прихоти и увлечения.
___________________________________________ По материалам туристических буклетов СССР © Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||