Что ни на есть дворянское гнездо – часть 12УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ (продолжение, ч.12) Первая «малая», или «верхняя», терраса представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна ширине фасада дома. Из дома на террасу ведет несколько ступеней. От среднего выхода из дома через всю террасу идет дорожка, на которой в середине террасы стоит скульптурная группа «Геркулес душит Антея», а по сторонам, среди цветников – большие мраморные вазы. Дорожки идут и от боковых выходов из дома. Они расположены по краям террасы. На этих дорожках также стоят большие мраморные бюсты (гермы). Южная (противоположная к дому) сторона террасы оформлена балюстрадой с вазами; посредине устроена широкая лестница, которая ведет на следующую террасу – «большую», или «нижнюю». Сходы украшены скульптурой человеческих фигур, собак и львов. Нынешний вид «большая» терраса приобрела в 1829 году, после ремонта ее архитектором Дрегаловым. «Большая» терраса с трех сторон охватывает «малую». Посредине террасы стоит мраморный фонтан, представляющий группу детей, играющих с дельфином. По обе стороны от фонтана, почти на одной с ним линии – две скульптурные копии «Амура, сгибающего лук» и статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. В глубине боковых крыльев «большой» террасы налево – мраморная ваза, а направо – модель памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса, оригинал которого стоит в Москве на Красной площади. Стена «нижней» террасы имеет 153 метра длины. Над ней стоит балюстрада с мраморными бюстами героев Римской империи. В центре устроены лестницы на два марша со статуями, бюстами, а также фигурами львов по сторонам. Стенка внизу, между лестницами, использована для устройства грота, в котором прежде стояла статуя Венеры Медицейской. У грота – гермы греческого и египетского типа. Перед гротом расположен фонтан, который находится на одной оси с фонтаном «большой» террасы; на фонтане – скульптурная группа: дети, играющие с гусем. Вдоль стенки «нижней» террасы идет аллея, пересекающая весь парк. Далее тянется поле зеленого партера, ширина которого равна ширине фасада дома и «малой» террасы. По сторонам партера – по две аллеи с шарообразно подстриженными липами. На их фоне белеют мраморные статуи и бюсты, расставленные по границе зеленого ковра. Перспектива партера замыкается двумя большими статуями борцов с вытянутыми вперед руками. Партер прерывается поперечной аллеей, за которой на склоне к реке был разбит цветник с фонтаном посредине и статуями Геркулеса и Флоры по бокам. До 1937 года по сторонам цветочного партера над обрывом стояли трехэтажные флигеля и длинные остекленные оранжереи, замыкавшие, но не закрывавшие, благодаря сравнительно незначительной высоте, композицию парка. Из-за реки зритель видел над обрывом ровное поле зеленого партера, уступы террас со множеством скульптур; перспектива замыкалась фасадом дома с легким бельведером над ним. Подъем террас и расположение фасада дома на самой высокой точке усиливали зрительное впечатление. Видны были и стриженые деревья боковых аллей парка, возвышавшиеся над кровлей оранжерей.
В настоящее время характер пейзажа изменился. В 1937-1938 годах, по проекту профессора Апушкова, вместо флигелей и оранжерей над обрывом были возведены два четырехэтажных дворца, построенных в стиле русского классицизма. Дворцы предназначены для размещения и обслуживания отдыхающих. Не копируя юсуповских построек, профессору Апушкову удалось связать свои здания в единый художественный ансамбль со старой усадьбой. В парке Архангельского, на его аллеях и дорожках – множество павильонов, фонтанов, статуй. Поперечная аллея, например, идущая вдоль стенки «нижней» террасы, замыкается павильоном со статуей Екатерины II работы академика Я. И. Рошета (1744-1809), отлитой из бронзы. Павильон построен в 1819 году по проекту архитектора Тюрина. Южнее в парке стоит перестроенное в 1819 году тем же Тюриным здание «Каприз», в котором он добавил второй этаж. Под углом по отношению к «Капризу» – «Чайный домик», здание, сохранившееся со времени Голицына. Прекрасные пропорции и тонко выполненное внутреннее убранство делают этот павильон, одним из наиболее художественных уголков парка. На площадке перед зданием был разбит цветник; среди его клумб прежде стояли мраморные статуи. На этой же стороне парка можно увидеть мраморную статую Венеры Медицейской. В прошлом эту часть парка «охраняли» скульптурные фигуры кентавров.
___________________________________________ По материалам туристических буклетов СССР © Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||