Что ни на есть дворянское гнездо – часть 10УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ (продолжение, ч.10) Прекрасная коллекция произведений живописи и ваяния, собранная Юсуповым в Архангельском, вызывала восхищение у всех посещавших дворец. Замечательное по яркости описание этой коллекции оставил нам Александр Иванович Герцен. В галерее Юсупова Герцена привлекли и поразили контрасты, характерные для пресыщенных вкусов ее владельца. «Глаза разбежались, – пишет Герцен, – изящные образы окружали со всех сторон. Уныние сменялось смехом, Святое семейство – нидерландской таверной, Дева радости – Вернетевским видом моря. Пышный Гвидо Рени, – князь Юсупов в живописи, – роскошно бросает и краски, и формы, и украшения, чтобы прикрыть подчас бедность мысли, и суровые Ван-Дейка портреты, глубоко оживленные внутренним огнем, с заклейменной думой на челе, и дивная группа Амура и Психеи Кановы, – все это вместе оставило... воспоминание смутное, в котором едва вырезываются отдельные картины, оставшиеся, бог знает почему, также в памяти. Помнился, например, портрет молодого князя; князь верхом, в татарском платье; помнился портрет дочери m-me Lebrun. Она стыдливо закрывает полуребячью грудь и смотрит тем розовым взглядом девушки, который уже немного поцелуй, который уже волнует ее душу, чистую, как капля росы на розовом листке, и огненную, как золотое аи...» Собрание картин и статуй в Архангельском дает возможность составить представление о направлении аристократического искусства XVIII и начала XIX века в Европе (преимущественно во Франции), уяснить цели и задачи искусства уходящей с исторической сцены аристократии и понять те средства художественной выразительности, которыми пользовались состоявшие на службе господствовавшего класса художники и скульпторы. * * * Внутреннее убранство дома сохранилось почти без изменений в том виде, в каком оно было восстановлено после пожара 1820 пода архитектором Е. Д. Тюриным. Все сохранившиеся в Архангельском картины, статуи, мебель, обстановка размещены, на основании дошедших до нас описей 1822 и 1827 годов, на своих первоначальных местах, а недостающее выполнено из коллекций усадьбы с возможно более полным приближением к первоначальному убранству. Уже первая от парадного входа комната – вестибюль – поражает своей монументальностью и художественной обработкой потолка и стен. В нишах вестибюля – мраморные группы «Амур и Психея», «Кастор и Поллукс». Потолок украшен лепкой и расписан. Вся отделка комнаты выдержана в серых тонах. В вестибюле много дверей: три двери ведут во двор, три – на противоположной стороне – в аванзал, две налево – в столовую и две направо – в «Венецианский зал». «Венецианский зал», или «Салон Тьеполо», – самая большая комната в доме. На ее задней стене – две огромные, вывезенные из Италии картины Д. Б. Тьеполо: «Встреча Антония с Клеопатрой», содержание которых мы характеризовали выше. Стены зала окрашены в бледнозеленый цвет и в верхней части расписаны эмблемами искусств. В простенках между окнами – зеркала. Мебель в зале красного дерева; между мебелью – бюсты. Посредине зала – на высоком постаменте – мраморная скульптура обнаженной женщины, лежащей на тюфяке. Серию залов первого этажа замыкает угловая комната, называемая «Второй салон Гюбера Робера». Здесь помещены четыре большие и несколько малых картин французского художника Гюбера Робера. Для удобства экспозиции картин строитель дворца архитектор Стрижаков в 1816 году превратил четырехугольную комнату в восьмигранную. Почти все поле стен занимают картины Гюбера Робера: «Ландшафт со шлюпкой», «Ландшафт с медведем», «Каскад и мост», «Руины и ослы». Полотна Гюбера Робера были весьма популярны в России. Большие собрания их имелись в императорских и аристократических дворцах. В центре «Второго салона» стояла статуя «Амур» работы русского скульптора М. И. Козловского (1753-1802), хранящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Фриз и потолок комнаты расписаны яркими красками с изображением различных птиц: попугаев, колибри, райских птичек. Большую художественную и историческую ценность представляет собой так называемый «Антиковый зал» дворца. Он назван так потому, что здесь издавна помещалось юсуповское собрание подлинных античных произведений скульптуры и керамики, приобретенных на раскопках Помпеи. Особого внимания заслуживает большой бюст Нерона со львиной шкурой на плече, датируемый I веком нашей эры. Бюст вывезен из Помпеи. Посредине зала – три античные статуи мальчиков, у стены – натуралистически выполненная из мрамора ступня ноги и черно-фигурная лекана (ваза) II и III веков до нашей эры.
___________________________________________ По материалам туристических буклетов СССР © Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||