Памятник истории и революции – часть 31ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (окончание, ч.31) Сразу же после окончания войны начались восстановительные работы. В Петропавловской крепости прежде всего была удалена маскировочная покраска со шпиля и куполов собора. И вновь над городом заблестел золотой шпиль Петропавловского собора. Особенно крупные восстановительные и реставрационные работы развернулись в крепости в связи с 250-летием Ленинграда. Были реставрированы Петровские, Невские и Иоанновские ворота, Ботный дом, гауптвахта и другие музейные объекты. Реставрационным работам предшествует и сопутствует большая исследовательская работа ученых – архитекторов, инженеров, искусствоведов. Коллектив научных сотрудников Музея истории Ленинграда собирает документальные, иконографические материалы по истории крепости и отдельных ее сооружений. Перед началом реставрации Петровских ворот было проведено тщательное исследование памятника. Научно проведенная реставрация обветшавших ворот освободила их от многочисленных ремонтных наслоений. Наиболее трудной в историко-научном отношении, трудоемкой и дорогой была реставрация Петропавловского собора, который в дореволюционное время многократно подвергался всяческим «обновлениям», не имевшим ничего общего с реставрацией. Вследствие этого многие элементы архитектуры и оформления интерьера были утрачены или искажены. В частности, не раз грубо подновлялись роспись стен и живопись в иконостасе, менялась окраска стен и пилонов.
В 1952 году в связи с первой после Великой Отечественной войны внешней окраской собора архитектор А. А. Кедринский обмерил фасады собора и колокольни. В 1957 году были закончены большие реставрационные работы в соборе, которые возглавила архитектор И. Н. Бенуа. Тогда для обследования состояния шпиля был осуществлен подъем на его вершину. Архитектор Ю. П. Спегальский и альпинист-спортсмен О. П. Тихонов поднялись к венчающему шпиль кресту и к фигуре ангела. Сперва они использовали лестницы внутри шпиля, и лишь последнюю треть высоты преодолели, поднимаясь по наружной грани шпиля от скобы к скобе. Верхолазы определили объем необходимых работ по реставрации и позолоте шпиля, проверили прочность железного каркаса огромной фигуры ангела. Каркас был очищен от ржавчины и окрашен для предохранения от коррозии. Медные пластины, составляющие фигуру ангела, и почти весь шпиль были вновь позолочены. Во время реставрации большое внимание было уделено окраске стен собора и его колокольни. По документам установили, что первоначально они были голубыми. Но в условиях северного сырого климата этот очень нестойкий цвет решили заменить окраской более поздних периодов. Интерьер собора был также восстановлен в его первозданном виде, восстановлена первоначальная окраска стен, пилонов и сводов собора, расчищена живопись. После того как художники-реставраторы под руководством И. Г. Андреева удалили поздние слои краски, предстала прекрасная живопись выдающихся художников петровского времени. Эти вторично рожденные произведения искусства в художественном отношении чрезвычайно обогатили интерьер. Под руководством Л. И. Васильевой был реставрирован и позолочен деревянный иконостас – удивительнейшее произведение русских умельцев – резчиков по дереву. Были приведены в порядок и кафедра проповедника и балдахин над царским местом. Эти произведения прикладного искусства органически входят в интерьер бывшего храма. Теперь собор стал подлинным музеем русского искусства первой трети XVIII века – музеем архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Восстановление Петропавловского собора, как и другие работы в крепости, наглядно свидетельствуют о высоком научном, техническом и художественном уровне советской реставрационной практики. Организатором всех строительных и реставрационных работ был инженер С. П. Стогов, награжденный Советским правительством за эти работы орденом. В последние годы развернулись в высшей степени интересные реставрационные работы на обветшавших бастионах крепости. За два столетия бастионы снаружи и внутри утратили свой первоначальный вид. Особенно изменились аппарели – въездные пандусы. Переделывались и казематы. Согласно обнаруженным графическим документам, архитектор И. Н. Бенуа реставрирует Государев и Зотов бастионы. Часть Зотова бастиона восстанавливается в том виде, каким он был в XVIII веке. Так, в трех казематах можно будет увидеть орудийные накаты и амбразуры верхнего и подошвенного боя. Внешней стене бастиона придается ее первоначальный наклон – около 70 °. Будет восстановлен и прежний уровень земли внутри и снаружи бастиона, то есть он будет понижен на 1...1,5 метра. В Государевом бастионе будут восстановлены в обоих ярусах казематы, предназначавшиеся для размещения солдат. Все, что делается в крепости по реставрации ее сооружений, необычайно повышает историческую, художественную и познавательную ценность памятника. Все реставрационные работы выполняются специальными научно-реставрационными мастерскими города. Петропавловская крепость постепенно превращается в историко-архитектурный заповедник. Важнейшие памятники ее – Петропавловский собор, бывшая тюрьма Трубецкого бастиона, Ботный дом, Зотов бастион – были переданы Музею истории Ленинграда решением Исполкома Ленсовета в ноябре 1954 года. В 1959 году на территорию крепости были переведены фонды музея и библиотека, а в здании бывшей гауптвахты разместилась дирекция. 27 января 1966 года Исполком Ленсовета принял решение о том, что к 1970 году крепость должна быть полностью (кроме Монетного двора) освобождена от посторонних музею учреждений. В 1966 году Музей истории Ленинграда разработал перспективный план реставрации и использования зданий и сооружений крепости. В Обер-комендантском доме после окончания реставрационных работ будут экспонироваться документы по истории города с 1703 по 1917 год, в Инженерном доме разместится экспозиция, посвященная архитектуре Петербурга, в бывшей усыпальнице – посвященная Петропавловской крепости. Собор сохраняется как музей. Здание бывшего казначейства будет отведено для хранения фондов музея. Фонды музея разместятся также в Кронверкской и Петровской куртинах. Никольская куртина и кавальер станут местом, где экскурсанты будут знакомиться с историей фортификационных сооружений XVIII и XIX веков. Петропавловская крепость, ставшая с конца XVIII века одной из наиболее страшных политических тюрем царской России, – памятник мужества непоколебимых борцов за революцию. Кроме здания бывшей тюрьмы Трубецкого бастиона, открытого сейчас для экскурсантов, в казематах Васильевской и Екатерининской куртин будет развернута экспозиция, посвященная узникам крепости – представителям трех поколений русских революционеров. В Екатерининской куртине предполагается воссоздать камеру свиданий, в которой Мария Александровна Ульянова виделась со своим сыном Александром.
Наконец, в Нарышкинском бастионе, непосредственно связанном с событиями исторического дня 25 октября 1917 года, будет размещена экспозиция, посвященная роли Петропавловской крепости в дни Великого Октября. Памятник истории, памятник мужества лучших людей России, памятник Великого Октября! Когда-то с верков крепости раздавались залпы и взвивались фейерверки в честь побед русской армии и флота. (Верк – отдельное укрепление, входящее в состав крепостных сооружений и способное вести самостоятельную оборону, прим. ред.) Они отмечали победы над шведами, турками, французами, немцами. 25 октября 1917 года Петропавловская крепость вела огонь по Зимнему дворцу – последнему убежищу министров Временного правительства. Ныне стало традицией салютовать со стен и бастионов крепости в дни всенародных праздников Великого Октября, 1 Мая – в честь советского народа, победителя в боях и труде.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||