Памятник истории и революции – часть 30ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (продолжение, ч.30) Таким образом, в основе пространственной застройки берегов Невы лежала идея соподчинения ее с высокой колокольней – высотной доминантой всего Невского водного пространства. Уже отмечалось стремление Петра I как можно скорее, даже в ущерб остальному строительству в крепости, поднять над Невой колокольню собора как символ созидательной деятельности русских, вернувшихся на берега Невы в начале XVIII века. Контрастное противопоставление сильной вертикали горизонтальной линии окружающей застройки является русской национальной художественной градостроительной традицией. Среди необозримых полей и степей России наши города и села раскидывались порой на больших пространствах, и горизонтали их низкой застройки непременно противопоставлялась высотная композиция храма, для которого выбиралось наиболее живописное и возвышенное место. То же можно сказать и о композиционном принципе кремлей наших древних городов, где горизонталям крепостных стен противопоставлялись вертикали колоколен, храмов, а иногда и крепостных башен. Достаточно в связи с этим вспомнить кремли Москвы, Новгорода, Пскова, Астрахани и других городов. Эта глубоко национальная и древняя традиция, подсказанная самой русской природой, и заложена в существе композиции Петропавловской крепости и собора. Высотные элементы в застройке формируют индивидуальный облик города. Колокольня Петропавловского собора в сочетании с башней Адмиралтейства, куполом Исаакиевского собора, Ростральными колоннами участвует в создании неповторимого силуэтного облика Ленинграда, прославленного многими писателями, поэтами и художниками. Шпили Петропавловского собора и Адмиралтейства как бы перекликаются через Неву и связывают в одно целое широкую панораму города, разделенного мощной рекой. С живописной, архитектурной, эстетической точки зрения панорама крепости с силуэтом собора и колокольни, поднимающихся из-за гранитных крепостных стен над Невой, прекрасна.
Архитектурный ансамбль внутри крепостных стен ныне развертывается вдоль озелененной дороги, идущей от Петровских ворот к Монетному двору, и впечатление от этого ансамбля складывается, когда, стоя на площади перед Монетным двором, зритель смотрит на колокольню, дерзновенно устремленную в небо. Ансамбль Петропавловской крепости имеет огромное архитектурно-художественное значение. Однако Петропавловская крепость никогда не была городским ядром. Город как организм развивался вне крепости. И если первоначально городская застройка шла вблизи ее на Городском острове, примерно в районе нынешней площади Революции (здесь были торговые ряды, первая городская церковь и дома знати, а к берегу Невы причаливали корабли), то вскоре городское строительство перенесли на Васильевский остров и Адмиралтейскую сторону, и архитектурно-планировочным центром стало Адмиралтейство. В художественном отношении пространственные закономерности ансамбля на Неве влияют на формирование новых ансамблей Ленинграда, возникающих вверх по течению Невы, на юг от реки и на запад, ближе к морю, там, где в послевоенные годы развернулось гигантское по размаху жилищное строительство. Исторический центральный ансамбль на Неве всегда будет привлекать внимание как уникальный образец градостроительной русской культуры XVIII-XIX веков. Крепость музей Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции был подписан декрет, по которому псе памятники старины и произведения искусства стали достоянием народа и были взяты государством под охрану. Среди исторических памятников Ленинграда, принятых под охрану государства, была и Петропавловская крепость. В 1924 году она стала историческим музеем, позже – филиалом Музея революции, а после Великой Отечественной войны крепость была передана Государственному музею истории Ленинграда. Среди ленинградских музеев Петропавловская крепость занимает особое место. В Петропавловской крепости перед посетителями материально предстает русская история. А казематы и бывшая секретная тюрьма Трубецкого бастиона свидетельствуют о произволе самодержавия и мужестве, непреклонности представителей трех поколений русских революционеров. Никакие насилия, чинимые царскими сатрапами, не смогли сломить боевого духа борцов за свободу, уничтожить их веру в победу прогрессивных сил, веру в освобождение отечества от самодержавия и классового угнетения. В настоящее время в бывшей тюрьме Трубецкого бастиона некоторые камеры восстановлены в таком виде, в каком их оставили член Исполнительного комитета «Народной воли» А. И. Желябов, брат В. И. Ленина А. И. Ульянов, великий пролетарский писатель А. М. Горький, соратники и ученики В. И. Ленина – А. С. Шаповалов, Ф. В. Ленгник, П. Н. Лепешинский, Н. Э. Бауман и другие революционеры. Трудно переоценить значение Петропавловской крепости и как памятника отечественного зодчества. Крепость с ее бастионами и куртинами – уникальный памятник фортификационного искусства XVIII века. Крепость – средоточие ценнейших по своему художественному значению построек. Архитектура ее сооружений отражает основные этапы развития зодчества за два предреволюционных столетия. Эпоха стиля барокко представлена Петропавловским собором, Обер-комендантским домом, Петровскими и Иоанновскими воротами, шедевром русского прикладного искусства – резным иконостасом в соборе и живописью. Павильон дедушки русского флота – Ботный дом – один из первых памятников переходного периода, когда в русской архитектуре, вытесняя барокко, утверждался классицизм. Памятниками классицизма являются Невские ворота и пристань, а также строгий фасад Монетного двора. Эклектизм в зодчестве конца XIX века отразился в архитектуре бывшей великокняжеской усыпальницы и здания архива в Алексеевском равелине. Музейная работа в Петропавловской крепости была прервана в годы Великой Отечественной войны. В 1941-1943 годах гитлеровские орды, блокировав Ленинград, стремились стереть с лица земли великий город. В крепости, как и повсюду в городе, разместились зенитные батареи и прожекторные отряды противовоздушной обороны. От вражеских артиллерийских обстрелов и бомбардировок пострадали сооружения крепости, часть их была разрушена или повреждена. Сильно пострадали Екатерининская куртина, здание бывшего казначейства и гранитная пристань.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||