Домой RSS лента сайта


Памятник истории и революции – часть 13

Категория: Достопримечательности, Россия | автор: mogadisho | 14-02-2014, 21:18


ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

(продолжение, ч.13)

После Полтавской баталии 1709 года и после взятия в 1710 году Выборга молодому городу на Неве была обеспечена полная безопасность. Наряду со строительством Самсониевской церкви в память недавней победы над шведами под Полтавой перестраивается и несколько видоизменяется крепостная церковь. На гравюрах 1712 года она изображена по-прежнему деревянной, но уже с двумя фланкирующими вход башнями, фигурным куполом и колокольней со шпилем над серединой здания. На планах крепости тех лет храм имеет крестообразную форму. Описание церкви, исполненное первым историографом Петербурга А. И. Богдановым, совпадает с этими новыми ее изображениями. Богданов пишет, что церковь «видом крестообразная о трех шпицах, на которых шпицах по воскресным дням и праздничным подымалися вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором...»

Неизвестно, кто был автором проекта первой деревянной церкви, но в отношении второй можно предполагать, что она была создана Доменико Трезини. Ведя все строительные работы в крепости, Трезини не мог не заниматься крепостным храмом. Именно его участие в известной степени может объяснить нерусский характер композиции храма.

Новую столицу России не могла удовлетворить деревянная церковь – ей нужен был каменный и достаточно представительный храм. Такой храм и был заложен летом 1712 года.

После закладки нового храма деревянная церковь еще долго оставалась внутри его медленно возводившихся каменных стен.

Строившийся храм по виду и плану не был похож на традиционные русские четырехстолпные, крестово-купольные, шатровые или пятикупольные православные церкви. Он представлял собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание, внутреннее пространство которого расчленяли мощные пилоны на три пролета, почти равные по ширине и одинаковые по высоте. Такой тип культовых зданий в западноевропейском зодчестве называется зальным, в отличие от базиликального типа храмов, у которых при том же плане средний пролет обязательно выше и часто шире боковых. Над западным фасадом и главным входом в церковь должна была подняться высокая колокольня со шпилем, а ближе к пристройке алтарной части – восточному концу здания – должен был быть размещен купол на высоком барабане.

Памятник истории и революции – часть 13
Камера тюрьмы Трубецкого бастиона. Экспозиция музея.

Зальная композиция возводимого собора была едва ли не первой в России. Но для городов Прибалтики она была типичной. Петр побывал в Ревеле (ныне Таллинн), Риге и других прибалтийских городах. Учитывая сходство природных условий этих городов и строящегося Санкт-Петербурга, он стремился сделать город на Неве похожим на прибалтийские города, раскинувшиеся на низких приморских берегах и имеющие живые силуэты за счет высоких башен и шпилей на храмах, гильдейских и ратушных зданиях. Петр хорошо знал зальные храмы – Иоанновскую церковь в Нарве, превращенную в 1704 году по его распоряжению в православную церковь Александра Невского, храм немецкого прихода в Нарве, по его приказу тоже преобразованный в Спасо-Преображенский собор, Михайловскую, или шведскую, церковь в Ревеле и другие.

Обращает на себя внимание тот факт, что в прибалтийских городах, вошедших в состав России, Петр I превращал в православные церкви именно зальные, а не базиликальные постройки, считая их, очевидно, наиболее подходящими для православных церквей. Возможно, это в какой-то степени и объясняет появление в только что возникшем городе на Балтике именно зального храма.

Проект Петропавловского собора разработал архитектор Доменико Трезини, он же осуществил его полностью в натуре.

Если стены церкви возводились без торопливости, то с постройкой колокольни Петр очень спешил. 24 января 1715 года перед отъездом за границу он писал князю А. М. Черкасскому, возглавлявшему Канцелярию городовых дел и фактически ведавшему всем строительством в крепости, чтобы колокольню, «которая в городе (в крепости, прим. авт.), как возможно скорее отделать, дабы в будущем 1716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Желание быстрее возвести колокольню диктовалось, очевидно, соображениями политического характера. Дерзновенный шпиль на высокой колокольне должен был стать символом утверждения России в устье Невы, знаком созидательной деятельности русских. Характерно, что именно силуэт будущего собора был взят в качестве символического изображения молодой русской столицы и воспроизводился на заставках «Санкт-Петербургских ведомостей» и некоторых других изданий того времени, связанных с Петербургом.

Видный издалека шпиль крепостной церкви мог служить также ориентиром при подъезде к городу и по сухопутным дорогам, и со стороны моря.

Колокольня в кирпиче была поднята в 1716 году. Доменико Трезини в сентябре 1716 года писал Петру I, что «Петра и Павла святые церкви колокольня поднят третий орден коринти (коринфский, прим. авт..) и четвертый композиты (композитный, или сложный, ордер, прим. авт..) подняли вышиною от базы 15 фут, которого гзымзом (карнизом, прим. авт..) осталося подымать каменным делом 9 фут, а сделано вышины всего кроме помянутых 9 футов – 140 фут от земли».

В следующем году зодчий просил разрешения нанять мастера для возведения шпиля, указав, что в Петербурге есть нужный специалист, «спицного дела мастер» – Герман фан Более. Этот мастер и принялся за сооружение деревянного шпиля более чем 30-метровой высоты. После возведения шпиля в крепости фан Более в 1719 году был привлечен к достройке шпиля на Адмиралтейской башне. Видимо, постройка шпиля на колокольне Петропавловского собора явилась отличной аттестацией мастерства Германа фан Болеса.

В 1719 году для окрытия деревянного шпиля были приглашены рижские мастера.

Мастер Ф. Циферс заготовил в Риге 887 медных кровельных листов; мастера И. Штейнбес и В. Эбергард – тоже рижане – вызолотили их «через огонь». Затем уже позолоченными листами скрывался деревянный каркас шпиля. Параллельно изготавливалась венчающая часть шпиля в виде креста с ангелом. Рисунок этой композиции выполнил архитектор Трезини.

Итак, высокая колокольня со шпилем поднялась над берегами Невы, и в августе 1721 года Петр I с гостями и приближенными уже любовался строящимся городом с колокольни крепостного собора.



Начало материала:


Продолжение материала:





См. также другие
материалы о туризме
во времена СССР:

Добро пожаловать на воды… в Украину
Жемчужина туристической карты Туркмении
История, горы и природа в неразрывном единении
Лучший бальнеологический курорт времен СССР
Бывшие советские края
Здравствуйте сябры!
И Нарва, и Тарту, и Пярну, и Таллинн
Летняя мечта советского человека
Страна души по имени Апсны
Жемчужная легенда Кавказа
Гагра – самый советский курорт
Самарканд – цветущий сад души
Благодатное побережье Кавказа
Демократическая Германия глазами советских людей
Что ни на есть дворянское гнездо
Запорожье
Ленинград
Шлиссельбургская крепость
Российская земля с украинским оттенком
Духовное сердце Украины
Пограничная река
Одна из первых каменных построек Пскова


Недавно опубликованные статьи



___________________________________________
Подготовил к публикации       В. Алексеенко

© Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!






Ключевые теги:

постройки, история


Похожие материалы:

  • Карта сайта, страница № 7
  • Карта сайта, страница № 8
  • Карта сайта, страница № 6






  • Веб-студия «РА-СОЛО»: разработка сайтов любой сложности
    Пляжи Морские путешествия Древности и экзотика Дайвинг Перелеты Водные аттракционы Походы Экстремальные развлечения И многое другое...