Памятник истории и революции – часть 20ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (продолжение, ч.20) Кавальер – вспомогательное оборонительное сооружение для усиления бастиона с огневой площадкой на нем, слегка поднимающейся, как того требовали правила фортификации, над стенами крепости. Как свидетельствуют сохранившиеся чертежи, кавальер первоначально был насыпным пятиугольным сооружением с почти вертикальными стенками, вероятно покрытыми дерном или обшитыми тесом. Идея сооружения каменного кавальера в форме подковы, каким он является сейчас, возникла еще при Петре. Однако эту перестройку осуществили, когда почти вся крепость уже была каменной. В конце 1720-х годов существовало два проекта кавальера: шестиугольного, возможно по идее военного инженера X. А. Миниха, и подковообразного, по-видимому по замыслу Доменико Трезини. Именно в форме подковы он и был официально заложен 13 мая 1731 года на месте старого земляного, в бастионе, именовавшемся тогда Аннинским. Фактически работы под руководством Трезини развернулись с 1730 года. Среди архивных документов сохранились рапорты Доменико Трезини о ходе строительства. Начиная постройку в августе 1730 года, он докладывал, что «под кавальер под наличные стены сваи под фундамент забиты и рвы копают для обутки фундамента камнем и в скорости оной начнетца бутить...» А в июле 1733 года Трезини сообщил, что «на кавальере 16 сводов с арками свели и между ими разбутили и кругом подняты стены...» Таким образом, от начала до конца кавальер строил Доменико Трезини. Здание с трехметровыми по толщине кирпичными стенами, мощными, почти квадратными, тоже трехметровыми столбами и крестовыми сводами было окружено рвом, засыпанным лишь в 1812 году. Южный фасад здания расчленяли пять «лопаток», или пилястров, без капителей и баз. Окна прорезали мощную кирпичную кладку стен только внизу, это придавало зданию необычный, подчеркнуто монументальный вид. Доделывалось здание несколько позднее.
Кавальер с бастионом был соединен мостом, сначала деревянным, позже каменным. По мосту вкатывались орудия, подносились снаряды. В 1751 году кавальер передали в артиллерийское ведомство под цейхгауз, но для хранения имущества он не был приспособлен. Из-за сырости и протечек не раз переделывали покрытие. Так, в 1755 году на своды нанесли многослойную смазку и покрыли деревянной кровлей. В кавальере в 1760-х годах сохранялись ценные военные трофеи – реликвии побед над шведами, поляками, турками и пруссаками. Только шведских знамен и штандартов в кавальере хранилось 352, прусских – 313, а всего около 1500 штук. Лишь в 1836-1837 годах обветшавшее здание решили обновить, и тогда коренным образом был изменен его внешний вид, в особенности южный фасад. Возобновили кирпичную облицовку, в кладку ввели детали из белого камня, подчеркнувшие углы здания и линии арочных проемов ниш, имитирующих окна во втором ярусе. Карнизом был отсечен цокольный ярус, расчлененный горизонтальным рустом. В средней части южного фасада появилась во втором ярусе декоративная арка, ниже которой расположены входы. Белокаменные детали размельчили фасад и, главное, ослабили впечатление объемно-композиционной целостности сооружения и его мощи. Здание покрыли железной крышей. Словом, кавальеру был придан внешний вид, свойственный казарменным сооружениям середины XIX века, когда монотонные красные кирпичные фасады казарменных зданий, цейхгаузов и «магазейнов» оживлялись обрамлениями проемов из белого камня. Однако основа композиции Трезини сохранилась. Оставшееся с тех пор без изменений здание было реставрировано в 1953-1954 годах. Внутри – это просторное высокое помещение, разделенное девятью пилонами, установленными в три ряда, с красивыми крестовыми сводами на подпружных арках.
Первоначально дом коменданта крепости, или так называемый Обер-комендантский дом, был выстроен на северном берегу канала, напротив северных церковных дверей. В 1718 году появился новый Обер-комендантский дом примерно в том же месте, но большего размера. До середины 40-х годов XVIII века на планах крепости дом коменданта обозначался как деревянное строение. В 1736 году комендантский канцелярист писал: «Комендантский дом строен в прошлом 1718 году и оной де совсем обвалился, о чем еще в прошлом 1733 году февраля 7 дня... графу фон Миниху доношение было представлено». А в рапорте следующего года уже подчеркивается, что стены дома даже «подперты», и выражается беспокойство, что они могут обрушиться и кого-нибудь задавить. 8 мая 1739 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось извещение: «В здешней крепости надлежит не упуская нынешнего ко строению способного времени построить обер-комендантский каменный двор по учиненному в фортификационной конторе чертежу и в назначенном от оной месте, чего ради желающие построить могут явиться в оную контору». С 1740 года столичная газета еще несколько раз зазывала желающих строить каменный дом в крепости. В 1744 году он был выстроен, но не отделан. Отделка дома затянулась еще на три года. После того как комендант въехал в новое здание, старый деревянный дом был снесен. Обер-комендантский дом, расположенный теперь к югу от собора, был обращен своим главным фасадом на восток к площади перед гауптвахтой и к Петровским воротам. Кто же был автором проекта комендантского дома?
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||