Памятник истории и революции – часть 26ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (продолжение, ч.26) В украшении ворот принимал участие скульптор Конрад Оснер. Петр I привлекал его к декоративным работам еще в Москве в самом конце XVII века, и тот хорошо зарекомендовал себя. Ему принадлежит сохранившийся до сих пор над сводчатым пролетом Петровских ворот деревянный барельеф на библейский сюжет «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». Барельеф был исполнен ко времени окончания деревянных ворот крепости, то есть к 1708 году. Как отмечает более поздний путешественник, посетивший Петербург в 1717 году и оставивший описание города, ворота в это время еще не имели определенного названия. По-видимому, они были названы Петровскими после их перестройки в камне в 1717-1718 годах. Постройка ворот в камне была осуществлена опять же архитектором Доменико Трезини, который по требованию Петра обязан был воспроизвести прежнюю композицию ворот. Пристрастие Петра I к облику триумфальных ворот в Нарве, видимо, объясняется значением победы русских над шведами у ее стен. Создавая ворота в камне, Трезини точно воспроизвел свой первоначальный замысел. Доказательство этого – изображение деревянных ворот Петропавловской крепости на гравированной панораме Санкт-Петербурга, исполненной в 1718 году замечательным русским художником и гравером А. И. Зубовым. Художник подчеркнуто подробно воспроизвел скульптурное убранство ворот и, несколько исказив масштаб, показал слегка преувеличенными венчающие аттик круглые скульптуры, одну из которых – статую Петра с большими ключами в руке – упомянул первый анонимный историограф Петербурга. Триумфальному произведению Трезини повезло: немного в истории архитектуры известно случаев, когда автор трижды воссоздавал свой замысел, да еще в различных материалах. Перестраивая крепостные ворота, Трезини перенес на каменную основу часть скульптурного убранства, снятого с разобранных деревянных ворот. Из всего этого убранства сохранился до нашего времени только барельеф Конрада Оснера. Остальные скульптуры, ныне украшающие ворота, изготовлены позднее. Убранство каменных ворот должен был выполнить известный в то время скульптор Карл Растрелли, оставивший в Петербурге прекрасное конное изваяние Петра I – памятник, стоящий ныне перед Инженерным замком. Однако из-за задержки в оформлении заказа Растрелли не довелось украсить ворота своими произведениями, – это сделал не менее известный в то время скульптор Никола Пино. Никола Пино в 1716 году приехал в Петербург из Франции и занимался отделкой царских покоев. Он зарекомендовал себя прекрасным резчиком по дереву и декоратором. Ему-то в начале 1720-х годов и поручили выполнить декоративные скульптуры для Петровских ворот. Вскоре статуи в человеческий рост, в том числе фигура апостола Петра, увенчали ворота. Барельефные аллегорические композиции на фронтоне и волютах были деревянными, резными. До 1751 года – времени составления описания Петербурга А. И. Богдановым – все скульптурное убранство каменных ворот было еще цело: «...на самом верху ворот изображен на камне, утвержденном на подножии, стоячий образ святого апостола Петра, держащего в руках ключи. По сторонам сего Петрова образа, по концам фронтишпица сидят два ангела с трубами. Еще пониже сих ангелов, подле фронтишпица по сторонам же поставлены две статуи во образе жен, одна держит крест, являющая благочестие, и книгу, писанную слово божие, другая содержит кошку или якорь со цветом победительным, являющая крепость или надежду». (Фронтиспис – главная лицевая сторона здания, передняя вершина его. Прим. ред.) Сравнивая современный облик Петровских ворот с их изображением на старинной зубовской гравюре, можно утверждать, что ворота на редкость цельно сохранили свой облик и отлично передают нам зодческое искусство и замысел петербургского архитектора Доменико Трезини. Правда, уже давно исчезли круглые скульптуры аттика, которые, может быть, излишне осложняли отличную триумфальную композицию ворот. При сравнении барельефов Петровских ворот друг с другом видна их разнородность. Некоторая наивность изображения характерна для центрального барельефа. Художник Конрад Оснер изобразил легендарную сцену: апостол Петр перед изумленным народом силой своей молитвы низвергает на землю поднявшегося в небо язычника Симона-волхва. Барельеф был очень тщательно реставрирован в 1951 году. В досках его от времени появились глубокие трещины. Понадобились огромные усилия и мастерство для восстановления этого уникального произведения. Барельеф реставрировался под руководством скульптора В. В. Крестовского резчиками И. Н. Болдосовым, П. С. Румянцевым и модельщиком В. Ф. Провиным. Сейчас на барельефе хорошо видна вся его пластика. Доски из красной русской сосны были пропитаны особым составом для противодействия атмосферным влияниям. Барельеф Оснера по художественным достоинствам и технике исполнения уступает соседним небольшим деревянным барельефам. Это обстоятельство исключает в них авторство Оснера. Великолепные композиции из воинской арматуры по характеру и исполнению близки к дубовым резным панелям из отделки петровского кабинета Большого Петергофского дворца – безусловным произведениям Никола Пино. Это позволяет предполагать, что деревянные барельефы в волютах и на фронтоне ворот выполнил выдающийся мастер деревянной резной скульптуры – Никола Пино. По сторонам въездной арки в глубоких нишах стоят статуи, изображающие мифологических богинь – богиню войны Беллону и Минерву – богиню мудрости и покровительницу наук, искусств и ремесел. Имя скульптора – автора этих статуй – неизвестно, хотя характер их близок эскизам фигур, нарисованных Пино. Поставлены статуи в 1749 году. При их восстановлении в 1950-1952 годах реставраторы заметили необычную технику их исполнения. Скульптуры были выполнены из раствора серой извести и песка намазным способом. Тщательно, с использованием этой же техники, статуи были реставрированы. Как бы заменяя замковый камень свода, и ныне над проездом арки простирает широкие крылья двуглавый орел – герб старой России. Он отлит из свинца мастером Ф. Вассу по модели, которую исполнил с большим мастерством, вероятно, Никола Пино. По указанию Петра I этот свинцовый орел весом 68? пудов (или 1096 килограммов) был отлит в 1720 году и, вызолоченный, украсил ворота в 1722 году.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||