Ленинград – часть 34СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА СССР (продолжение, ч.34) В этом месте проспект расширяется, образуя просторную треугольную в плане Кировскую площадь. В центре ее установлен в 1938 году памятник С. М. Кирову. Бронзовая статуя выдающегося деятеля партии большевиков была отлита по модели скульптора Н. В. Томского. Пьедестал памятника проектировал архитектор Н. А. Троцкий. Им же разрабатывался проект здания Совета бывшего Московско-Нарвского района города, носящего ныне имя С. М. Кирова. Здание Кировского райсовета, выделенное высокой призматической башней, строилось в 1930-1935 годах. Оно является характерным памятником конструктивизма. К зданию дворца примыкает Детский парк имени 9 Января. Со стороны проспекта Стачек парк обнесен чугунной оградой сложного рисунка (1897 г., арх. Р. Мельцер). Ограда, установленная на высоком постаменте, первоначально окружала сад перед Зимним дворцом. Ее демонтировали в 1920 году, а в 1925-м перенесли на нынешнее место. При этом были убраны эмблемы самодержавия – изображения двуглавых орлов, помешавшиеся в центре каждого звена. В 1936 году в парке установила бронзовый бюст одного из организаторов Петроградского Социалистического союза рабочей молодежи Васи Алексеева. Отлитый по модели скульптора М. Я. Харламова в 1928 году, он первоначально размещался перед входом в Дворец культуры у Нарвских ворот. Следующий за Детским парком участок проспекта Стачек приобрел вид крупной городской магистрали в конце 1940-х – начале 1950-х годов, когда здесь возвели несколько многоэтажных жилых домов. Среди современных зданий сохранилась постройка конца XVIII века – бывшая усадьба президента Петербургской Академии паук Е. Р. Дашковой (пр. Стачек, 45). После капитальной реставрации в этом памятнике эпохи классицизма разместился Дворец бракосочетания Кировского района. За путепроводом, по которому проспект Стачек пересекает железнодорожная линия, возвышаются корпуса всемирно известного Кировского завода. Свою историю этот промышленный гигант ведет от казенного чугунолитейного завода, переведенного в Петербург из Кронштадта в 1801 году. В конце 1860-х годов завод приобрел инженер Н. И. Путилов, чья фамилия закрепилась в названии предприятия. Путиловский завод строил паровозы и морские суда, в его цехах прокатывались рельсы и отливались орудийные стволы. Рабочие-путиловцы вписали немало славных страниц в историю революционного движения. Когда в 1895 году за Нарвской заставой были организованы первые кружки созданного В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», рабочие Путиловского завода составили их боевое ядро. В 1896-1899 годах на заводе токарем работал М. И. Калинин, руководивший партийной работой за Нарвской и Московской заставами. Неоднократно посещал завод В. И. Ленин. Отряды путиловских рабочих были в первых рядах красногвардейцев, штурмовавших Зимний дворец в историческую ночь 25 октября 1917 года. За годы Советской власти бывший Путиловский завод, названный именем С. М. Кирова, превратился в современное высокомеханизированное машиностроительное предприятие широкого профиля. Здесь было освоено производство тракторов, подъемных крапов, турбин, горных комбайнов и других сложных машин и механизмов. Были реконструированы многие цехи и мастерские завода. Коренной модернизации завод подвергся в 1960-х и 1970-х годах в связи с переходом на выпуск мощных тракторов «К-700» и «К-701». Это потребовало сооружения целого ряда новых производственных и административных корпусов. Некоторые из них своими фасадами выходят на проспект Стачек, формируя облик магистрали на протяжении почти километра. Напротив главной проходной завода расположено украшенное колоннадами здание станции метро «Кировский завод» (1955 г., арх. А. Андреев). Рядом со станцией метро – протяженное здание Дворца культуры, носящего имя героя гражданской войны путиловца И. И. Газа. Строительство Дворца культуры было начато в 1930 году по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. В 1963-1967 годах здание было достроено и реконструировано (арх. Е. Полторацкий). Перед фасадом дворца в 1963 году установили памятник И. И. Газа. За Дворцом культуры им. И. И. Газа проспект Стачек перехолит в Комсомольскую площадь, въезд на которую выделен двумя башенными зданиями. Площадь играет роль композиционного центра большого района новостроек, названного по располагавшейся здесь раньше пригородной деревне Автово. Застройка Автова началась в предвоенные годы, а завершилась в 1960-х годах. Комсомольскую площадь окружают одинаковые по внешнему облику жилые дома (арх. В. Каменский, С. Майофис). От нее лучами расходятся проспект Стачек и Краснопутиловская улица. В секторе между ними – кварталы монументальных зданий, построенных в конце 1930-х годов по проектам коллектива архитекторов, возглавлявшегося А. А. Олем и С. Е. Бровцевым. Перед фасадами домов, обращенными к площади, в 1968 году был установлен романтически трактованный монумент, посвященный Ленинскому комсомолу. Правая сторона проспекта Стачек на участке, примыкающем к Комсомольской площади, была застроена в начале 1950-х годов. Облик стоящих здесь жилых домов типичен для того периода развития советской архитектуры, который характеризовался неумеренным увлечением декоративными приемами, заимствованными из классического прошлого. Богатой и разнообразной декоративной отделкой отличается станция метро «Автово», сооруженная по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Торжественный мажорный облик станции, особенно ее подземного зала, обусловлен темой этого произведения послевоенной советской архитектуры, посвященного памяти героев, отстоявших Ленинград в битве с фашизмом. С середины 1950-х годов развитие советской архитектуры было поставлено на прочную индустриальную базу, что позволило механизировать строительные работы и вести их значительно более быстрыми темпами, чем раньше. В Ленинграде был создан новый тип высокопроизводительного строительного предприятия – домостроительный комбинат (ДСК), предназначенный для осуществления массовой застройки новых жилых кварталов типовыми домами, монтируемыми из крупных блоков и панелей. Один из первых ДСК был создан в Автове. В 1959 году он приступил к выпуску пяти- и шестиэтажных жилых домов из газобетонных панелей. Вскоре этими домами были застроены кварталы, находящиеся по соседству с комбинатом у пересечения Краснопутиловской и Автовской улиц. Во многом несовершенная еще технология только что созданного домостроительного производства предопределила максимальную простоту внешнего вида крупнопанельных зданий. Тем не менее композиция Краснопутиловской улицы (на участке между улицами Автовской и Червонного казачества) получилась, согласно проекту архитекторов В. А. Каменского, А. В. Жука и Н. 3. Матусевича, достаточно интересной. Протяженные пятиэтажные дома поставлены с разрывами, которые решены как озелененные дворики, замкнутые шестиэтажными зданиями башенного типа. Это придает застройке пластичность и подчиняет ее четкому ритму.
___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||