Ленинград – часть 15СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА СССР (продолжение, ч.15) В оформлении фасадов богато использована лепка, декоративная скульптура, установленная в нишах по обе стороны арки и на аттике; венчает здание композиция «Правосудие и Благочестие». Авторами статуй были лучшие русские мастера: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов и другие. Синтез архитектуры и скульптуры, столь свойственный классическому стилю, придает зданию величественный, триумфальный характер. Ныне здесь располагается Центральный исторический архив СССР – одно из самых значительных хранилищ исторических документов в нашей стране. До середины XIX века здания Кваренги и Росси находились на противоположных берегах Адмиралтейского канала. С 1842 года на месте взятого в трубу и засыпанного канала далеко на запад протянулся Конногвардейский бульвар, ныне бульвар Профсоюзов. Работами по его устройству в 1845-1846 годах руководил архитектор Н. Е. Ефимов. А сооружение гранитных колонн, установленных в начале бульвара в честь воинских заслуг Конной гвардии, связывается с именем К. И. Росси. Статуи Победы, венчающие, колонны, отлиты в Берлине по модели скульптора X. Рауха. В 1872-1874 годах на площади и перед зданием Адмиралтгейства по проекту Э. Регеля был заложен сад, носящий ныне имя М. Горького. Больше ста лет прошло с той поры. И сегодня площадь Декабристов, широко распахнутая к Неве, с тенистыми аллеями и яркими цветниками, является любимым местом отдыха ленинградцев и гостей нашего города. Просторы площади словно продолжаются волнующейся поверхностью полноводной Невы, подступающей к гранитным парапетам и спускам набережной и широким ступеням Петровской пристани, украшенной полированными порфировыми вазами. Отсюда, с пристани, открывается панорама Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной, завершающая этот замечательный архитектурный ансамбль. СМОЛЬНЫЙ – ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ Смольный знает любой советский человек. Однако, приехав в Ленинград, люди стремятся увидеть это величественное здание, вспомнить волнующие страницы истории, одаренные немеркнущим светом Великого Октября. Название «Смольный» напоминает о том, что в первые годы существования города на этом месте находился Смоляной двор, где варилась смола для нужд Адмиралтейства. В середине XVIII века здесь по проекту Ф.-Б. Растрелли был возведен Смольный монастырь – один из лучших архитектурных ансамблей в стиле барокко. В центре монастырского комплекса находится величественный пятиглавый собор, достигающий в высоту 93,7 метра. Он окружен служебными постройками с четырьмя башнями-церквами на углах. Вокруг корпусов – высокая каменная ограда с угловыми павильонами.
При жизни Растрелли строительство монастыря завершено не было; не оформлены интерьеры собора, не построена 140-метровая колокольня. (Судить об ансамбле, каким он был задуман, мы можем сейчас по сохранившейся авторской модели, которая экспонируется в музее Академии художеств.) Достройкой собора в 1832-1835 годах руководил архитектор В. П. Стасов, по его проектам выполнены внутренняя отделка здания в классическом стиле и чугунная решетка тонкого и красивого рисунка у главного входа в собор. Внешний вид ансамбля поражает пышностью и разнообразием декоративных форм. Праздничное настроение создают и совершенство пропорций, и живописный силуэт, и красивое сочетание цветов – на голубом фоне стен – белые колонны, пилястры, наличники, а также серебристые купола, крыши и сверкающая золотом лепка. В архитектурном пейзаже Ленинграда Смольный собор играет роль организующего центра для обширных районов города на обоих берегах Невы: на него ориентированы крупные магистрали, о его учетом застраиваются набережные. Уже в незаконченном здании монастыря в 1764 году разместилось «Воспитательное общество благородных девиц», или, как его называли, Смольный институт – первое в России женское учебное заведение. Собственно монастырь занимал лишь несколько помещений, а в 1797 году и вовсе был упразднен. К 1775 году рядом со Смольным монастырем, с северной его стороны, поднялось монументальное здание, построенное по проекту видного архитектора Ю. М. Фельтена. В плане оно имеет дугообразную форму. Главный фасад его, украшенный портиком и фронтоном, обращен к Неве. Здание заняло «Училище для воспитания мещанских малолетних девушек», впоследствии переименованное в Александровский институт. Смольный институт в начале XIX века переехал в новое здание, построенное рядом с монастырем по проекту Дж. Кваренги. Главный корпус протяженностью 200 метров и боковые крылья, выдвинутые вперед, ограничивают парадный двор, превращенный ныне в сад. Центр выделен восьмиколонным ионическим портиком, увенчанным фронтоном. Рациональностью и простотой отличается и внутренняя планировка здания – классы и жилые комнаты располагались по сторонам широких коридоров. Парадно и торжественно был оформлен лишь двусветный Актовый зал: коринфская колоннада, лепной фриз и фигуры «Славы» над входами, оригинальные люстры, белые изразцовые печи... После победы февральской революции Смольный институт был упразднен, а в здании разместились Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих и солдатских депутатов, а позднее Цеотральный и Петроградский комитеты партии большевиков.
___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||