Ленинград – часть 14СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА СССР (продолжение, ч.14) В годы Великой Отечественной войны здание получило повреждения. Тринадцать лет в нем проводились реставрационные работы, уникальные по своему объему и разнообразию. После их окончания вновь открылся музей (первых посетителей он принял в 1931 году), где можно познакомиться с историей строительства собора, его уникальным художественным убранством, увидеть опыт с маятником Фуко. А поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться незабываемой панорамой города с высоты птичьего полета. После завершения строительства собора в центре Исаакиевской площади в 1859 году был установлен памятник Николаю I. Конная статуя работы П. К. Клодта имеет всего лишь две точки опоры, что свидетельствует о необычайно высоком мастерстве скульптора. Фигура всадника поднята на высокий пьедестал, украшенный скульптурой и барельефами, выполненными по моделям Н. А. Рамазанова и Р. К. Зелемана. Общее архитектурное решение памятника принадлежит О. Монферрану. Уже в начале XX века на площади построены гостиница «Астория» (1912 г., арх. Ф. Лидваль) и напротив нее здание германского посольства (1912 г., арх. П. Беренс), где ныне находится Ленинградское отделение ВАО «Интурист». Эти здания завершили формирование своеобразного архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. На одной линии с кафедральным собором Монферран в 1817-1820 годах возвел монументальное трехэтажное здание для князя Л. Я. Лобанова-Ростовского. Фасады треугольного в плане строения укреплены гигантскими 8-колонными портиками, которые талантливо соотнесены с масштабом портиков собора. Парадный вход со стороны Адмиралтейского проспекта украшен скульптурами сторожевых львов из белого мрамора работы итальянского скульптора Паоло Трискорни. Дом Лобанова-Ростовского играет значительную роль в архитектурном облике как Исаакиевской площади, так и площади Декабристов, бывшей Сенатской. Свое первоначальное название площадь получила после того, как в 1763 году в доме вице-канцлера Бестужева-Рюмина, стоявшем на набережной с западной стороны площади, разместился Сенат, переведенный с Васильевского острова. 7 августа 1782 года здесь, на Сенатской площади состоялось торжественное открытие памятника Петру I. Воспетый поэтами нескольких поколений «Медный всадник», как образно назвал его А. С. Пушкин, сразу получил признание за высокие художественные достоинства, за гениальное воплощение образа великого царя-преобразователя и реформатора. Автор памятника – французский скульптор Э. Фальконе, модель головы Петра выполнила его ученица, юная М. А. Колло. Во время отливки статуи мужество и незаурядное мастерство проявил литейный мастер Е. Хайлов: когда неожиданно лопнула форма, и в мастерской начался пожар, он не только сумел потушить его, но, рискуя жизнью, заделал трещину, из которой вытекал расплавленный металл, и довел отливку до конца. Пьедесталом конной статуи служит огромных размеров гранитный монолит, обработанный в виде набегающей волны. Он был найден вблизи поселка Лахта и с большими трудностями доставлен, на Сенатскую площадь. «Дерзновению подобно» – такая надпись выбита на золотой медали, выполненной в честь перевозки и установки «Гром-камня». Открытие памятника на Сенатской площади не повлекло, однако, особых забот о ее благоустройстве: почти сто лет еще она оставалась предмостной площадью – отсюда ежегодно наводился наплавной Исаакиевский мост через Неву. Вокруг памятника расстилалось огромное пространство, пустынностью своей напоминающее военный плац. Сюда морозным декабрьским утром 1825 года были выведены полки Петербургского гарнизона. Воспользовавшись междуцарствием, декабристы хотели силой оружия не допустить Сенат и Государственный совет к принятию присяги новому императору и заставить их подписать революционный манифест, в котором объявлялись свержение самодержавия, отмена крепостного права, вводились гражданские свободы. Однако силы восставших были недостаточны, руководители восстания проявили нерешительность в действиях, Николай I успел вызвать на площадь верные ему войска и артиллерию. Восстание потерпело поражение. В память о героической борьбе первых русских революционеров, оказавших большое влияние на будущее революционное движение, к 100-летию со дня восстания Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. В первой половине XIX века на западной стороне площади появились памятники архитектуры классицизма. В 1804-1807 годах архитектор Дж. Кваренги возвел монументальное здание Конногвардейского манежа. Фасад его, обращенный к площади, украшен восьмиколонным портиком. По сторонам его установлены мраморные скульптурные группы – изображения мифологических героев Диоскуров, удерживающих коней (ск. П. Трискорни). Обширное помещение манежа использовалось не только по прямому назначению, но и для выставок, концертов. В 1880-х годах здесь выступал И. Штраус. К 60-летию Великого Октября Манеж был реконструирован под Центральный выставочный зал. Оформление западной линии площади с выходом к Неве было завершено в 1834 году возведением зданий Сената и Синода. Эти учреждения размешались в бывшем доме петербургского генерал-губернатора А. Д. Меншикова, построенном в стиле петровского барокко еще в начале XVIII века. В 1780-1790 годах дом подвергся переделке, фасады его приобрели классический облик; предполагают, что автором проекта был архитектор И. Е. Старов. Вопрос о строительстве нового здания для Сената и Синода возник после того как в 1823 году завершились работы по перестройке Главного Адмиралтейства по проекту гениального русского зодчего А. Д. Захарова. Среди архитекторов был объявлен конкурс, победителем которого стал К. И. Росси. Он с большим мастерством и тонким чувством масштаба рассчитал пропорции монументального протяженного здания, состоящего из двух частей, но воспринимающегося как единое целое благодаря талантливо исполненному приему: зодчий соединил сооружения мощной аркой, переброшенной через Галерную (ныне Красную) улицу.
___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||