Ленинград – часть 20СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА СССР (продолжение, ч.20) В 80е годы XVIII века через Фонтанку было построено семь однотипных мостов, из которых до нашего времени первоначальный вид сохранили Старо-Калинкин мост и мост Ломоносова (быв. Чернышев). Мост Ломоносова – интересный памятник русского мостостроения. Четко очерчены арки его пролетов. Живописный облик придают ему четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы моста. В 1911 году деревянная разводная часть моста была заменена металлическим перекрытием. Отсюда открывается вид на площадь Ломоносова (быв. Чернышева), в центре которой в небольшом сквере в 1892 году был установлен бюст М. В. Ломоносова работы скульптора П. П. Забелло. Архитектурный ансамбль площади сложился в первой половине XIX века. От площади Ломоносова к площади Островского идет улица, названная именем ее автора, – улица Зодчего Росси. Она образована двумя зданиями с аркадами в мощном цокольном этаже и поднимающимися над ними дорическими колоннадами. Улица Зодчего Росси замыкается в перспективе зданием Академического театра драмы имени А. С. Пушкина, главный фасад которого выходит на площадь Островского. По проекту К. И. Росси было построено здание для Министерства народного просвещения (пл. Ломоносова, 3). Оно связано с первым этапом строительства новой социалистической культуры. После победы Октябрьской революции до переезда Советского правительства в Москву здесь размещался Народный комиссариат просвещения, который возглавлял А. В. Луначарский. В архитектурный ансамбль площади Ломоносова входит и дом № 57 по набережной Фонтанки, построенный по проекту К. И. Росси (при участии И. Шарлеманя). Здесь находилось Министерство внутренних дел, где служили И. С. Тургенев, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин. В настоящее время в этом здании – типография имени В. Володарского. Современное пятиэтажное здание – Дом прессы (№ 59, 1963 г., арх. С. Неймарк и В. Хрущев), где размещены издательство Ленинградского обкома КПСС Лениздат – первое советское издательство, основанное в декабре 1917 года, редакции газет «Ленинградская правда», «Смена», «Вечерний Ленинград», «Ленинградский рабочий» и другие. За Домом прессы – здание Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького. До революции здесь находился Малый театр (Суворинский) (1870-е гг., арх. Л. Фонтана). После победы Великого Октября по инициативе А. М. Горького, при содействии А. В. Луначарского, М. Ф. Андреевой и А. А. Блока был создан Большой драматический театр, который по замыслу его организаторов должен был стать театром «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии», призванным передать величие и героику революционной эпохи.
Новый театр начал свою жизнь в феврале 1919 года. В его труппу вошли выдающиеся актеры: Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов. В репертуаре БДТ особое место заняли пьесы А. М. Горького. С 1956 года главный режиссер театра – лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, народный артист СССР Г. А. Товстоногов. Под его руководством ставятся лучшие произведения мировой и советской классики, большое внимание уделяется пьесам, посвященным современности. В труппе театра – народные артисты В. И. Стржельчик, К. Ю. Лавров, Е. А. Лебедев, О. В. Басилашвили, Л. И. Макарова, Э. А. Попова. Большое внимание уделяется творческой молодежи театра. О восстании декабристов напоминает мемориальная доска, установленная в 1975 году на фасаде дома № 90. В этом здании с белыми дорическими колоннами в XIX веке находились казармы лейб-гвардии Московского полка. Отсюда утром 14 декабря 1825 года братья Михаил и Александр Бестужевы и Д. А. Щепин-Ростовский повели восставший полк под бой барабанов с развевающимися знаменами через Семеновский мост и дальше по Гороховой улице на Сенатскую площадь. Именно Московский полк пришел туда первым. С революционной деятельностью В. И. Ленина связана история дома № 96 по набережной Фонтанки: в 1906 году в большевистской типографии «Электропечатня товарищества "Дело"» печатались брошюры В. И. Ленина, журнал «Вестник жизни», легальные большевистские газеты «Волна», «Вперед», «Эхо», «Новая волна», в редактировании которых он принимал участие. Очень интересны дома № 97 и 101 на набережной Фонтанки, принадлежавшие в разное время семье Олениных. Построенные в конце XVIII века, они в основном сохранили свой архитектурный облик. У А. Н. Оленина, первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств, – часто собирались писатели, поэты, художники, музыканты, ученые – Карл и Александр Брюлловы, О. Кипренский, М. Глинка, И. Крылов, Н. Гнедич, К. Батюшков, А. Востоков, а также многие будущие декабристы – С. Волконский, Н. Муравьев, С. Муравьев-Апостол... После окончания Лицея частым гостем Олениных был А. С. Пушкин. У них произошла первая встреча поэта с А. П. Керн, которой посвящено одно из лучших его лирических стихотворений «Я помню чудное мгновенье...» С именами крупнейших деятелей отечественной медицины связано здание бывшей Обуховской больницы на левом берегу Фонтанки (№ 106). На его фасаде – четыре мемориальные доски, посвященные выдающемуся терапевту и общественному деятелю А. А. Нечаеву, замечательному хирургу профессору И. И. Грекову, крупнейшему врачу-терапевту академику Н. С. Молчанову и талантливому хирургу А. В. Мельникову. В наши дни здание принадлежит Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Далее Фонтанку пересекает Московский проспект. Отсюда начиналась дорога на Москву, в южные губернии России. В сквере на углу проспекта и набережной можно увидеть первый мраморный верстовой столб на этой дороге (арх. А. Ринальди). Такие столбы были установлены на пути от Петербурга до Царского Села.
___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||