Ленинград – часть 29СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА СССР (продолжение, ч.29) Первый дом на Кировском проспекте (№ 1-3) является одним из ранних и интереснейших памятников архитектуры стиля модерн, возникшего на рубеже XIX-XX веков. За изящной решеткой – открытый озелененный и уютный двор. Пластическая выразительность фасадов подчеркнута эффектным контрастом естественного камня и штукатурки, разнообразными по форме эркерами и окнами, скульптурными деталями. Здание, построенное в 1899-1904 годах по проекту крупнейшего мастера петербургского модерна Ф. И. Лидваля, было новым для своего времени типом благоустроенного жилого дома. В 1915-1930 годах в нем жил народный артист СССР Ю. М. Юрьев. Если внимательно посмотреть на уходящий вдаль проспект, то можно почувствовать его особый масштаб и колорит, уловить черты, которые придают ему неповторимо своеобразный облик. Выразителен силуэт как бы перекликающихся между собой башенок и шпилей, отчетливо рисующихся на фоне неба и тающих вдали. Продуманное завершение перспектив вертикальными акцентами, разрывы фронта застройки открытыми дворами, оригинальные решения фасадов с крупными эркерами, колоннами или пилястрами, с многообразным скульптурным убранством, – все это делает прогулку по проспекту очень интересной, полной разнообразных зрительных впечатлений. Перспективу начала Кировского проспекта замыкает шестиэтажный дом с аркадами (№ 9, 1912 г., арх. М. Лялевич); На противоположном участке проспекта в конце прошлого века находился увеселительный сад «Аквариум». Для развлечения состоятельной публики здесь были построены театр, Дворец льда, оранжереи и павильоны. «Аквариум» вошел в историю русской культуры. Здесь в 1894 году состоялся петербургский дебют Ф. И. Шаляпина, а 4 мая 1896 года – первый в России киносеанс. Символично, что именно здесь работает с 1924 года киностудия «Ленфильм» (ранее «Севзапкино»), основанная в 1918 году. В конце 1920-х годов коллектив ученых во главе с А. Ф. Шориным изобрел систему записи звука на пленку. Так на «Ленфильме» была открыта эпоха звукового кино. Мировую известность киностудии принесли прославленный фильм «Чапаев», трилогия о Максиме, картины «Депутат Балтики», «Петр Первый», «Гамлет»... Именем создателей фильма «Чапаев», братьев по искусству С. Д. и Г. Н. Васильевых, названа соседняя улица. В доме № 4а по улице Братьев Васильевых в 1939-1973 годах жил Г. М. Козинцев. Почти вся творческая жизнь этого выдающегося режиссера прошла на «Ленфильме». Далее, на пересечении Кировского проспекта с улицей Мира, расположена небольшая восьмиугольная площадь. Затейливые завершения трех домов (1900-е гг. арх. В. Шауб) подчеркивают ее удивительно живописный, необычный для нашего города вид. Па следующем перекрестке, образованном улицей Скороходова, привлекает внимание памятник архитектуры неоклассицизма – дом № 19/13 (1912 г., арх. С. Минаш, Л. Иоганесян. В его композиции использованы мотивы московского классицизма начала XIX века. В глубине за деревьями виден дом № 21 – протяженное четырехэтажное здание с простым, строгим фасадом. Построено здание в 1830-х годах по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя в стиле позднего классицизма. Сюда в конце 1843 года был переведен Царскосельский лицей, получивший название Александровского. Весной 1844 года его окончил М. Е. Салтыков-Щедрин. Лицейские впечатления отразились во многих .произведениях выдающегося сатирика: «Господа ташкентцы», «Письма к тетеньке», «Мелочи жизни». Один из самых значительных по протяженности дом № 26-28 является основным звеном крупнейшего в Петербурге жилого комплекса (1911-1914 гг., арх. Ю. и Л. Бенуа). Въезд во двор оформлен гранитной колоннадой, фасады с изысканно прорисованными деталями облицованы долговечным «горшечным камнем». В 1926-1934 годах здесь жил С. М. Киров, возглавлявший Ленинградскую партийную организацию. В 1957 году в его квартире открылся музей, находившийся до этого в бывшем особняке Кшесинской. В музее воссозданы мемориальные комнаты – столовая, библиотека, рабочий кабинет, комната отдыха. Здесь можно увидеть личные вещи С. М. Кирова, подарка от предприятий – образцы новых видов продукции, и везде – в шкафах, на столах, на этажерках – книги. Личная библиотека Кирова насчитывала свыше 20 тысяч томов. Через несколько домов Кировский проспект пересекает другая важнейшая магистраль Петроградской стороны – Большой проспект. Здесь находится еще одна площадь – Льва Толстого. В ее облике доминирует «Дом с башнями» (1913-1915 г., арх. А. Белогруд). Две мощные шестигранные башни, поднимающиеся над крышей здания, увенчаны балюстрадами. Великолепно прорисованы разнообразные по формам наличники, выделяющиеся на фоне стен. Романтический образ здания навеян старинными замками Англии и архитектурой итальянского Возрождения.
Вправо от площади отходит в сторону реки Карповки продолжение Большого проспекта. Участок этот был распланирован и застроен в 1910-х годах по проектам К. И. Розенштейна, А. Е. Белогруда, А. Ф. Нидермейера и др. Изогнутый проезд привлекает живописным обликом зданий, крупным масштабом и разнообразием фасадов. Эффектно обыгран поворот, отмеченный домом № 79 (арх. С. Корвин-Круковский), который замыкает перспективу основной части Большого проспекта. Рядом с площадью находится большое современное здание – Дом мод (1904-1968 гг., арх. Е. Левинсон и др.). В первый этаж здания встроен вестибюль станции метро «Петроградская». Подземный зал без путевых платформ, с автоматически закрывающимися дверьми, был одним из первых решен в системе «горизонтального лифта», разработанной ленинградскими специалистами. Напротив Дома мод – протяженное здание с гигантским остекленным порталом в центре и прямоугольной башней на углу. Это Дворец культуры имени Ленсовета – главный культурный центр Петроградского района. Дворец был построен в 1930-х годах (арх. Е. Левинсон, В. Мунц) на основе железобетонного здания Скетинг-ринга, сооруженного в 1910 году (арх. С. Гингер и А. Белогруд). Перспективу площади, открывающейся за Дворцом культуры, завершает жилой дом специалистов (1930-е гг., арх. И. Явейн). Благодаря удачному планировочному решению корпуса дома развернуты к солнцу. Лаконичные объемы завершены плоскими крышами-соляриями. Здание принадлежит к лучшим образцам позднего конструктивизма в Ленинграде.
___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||