Ленинград – часть 28СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА СССР (продолжение, ч.28) История формирования магистрали прошла ряд этапов. Она восходит к началу XVIII века, когда на Островах между Малой, Средней и Большой Невкой появились первые усадьбы столичной знати. Дорога к Каменному острову (отсюда название проспекта – Каменноостровский) долгое время представляла собой извилистую трассу, состоявшую из нескольких участков. В 1831 году Комитетом строений и гидравлических работ был разработан генеральный план Петербургской стороны. Проспект предполагали выпрямить. На его пересечениях с Кронверкским проспектом (ныне проспект Максима Горького), Малой (позднее Большой) Ружейной улицей (ныне ул. Мира) и Большим проспектом были запроектированы круглые площади. Они подчеркивали большое значение новой улицы. Но Петербургская сторона была в ту пору окраиной и застраивалась медленно, поэтому очертания проспекта не сразу были закреплены. А участки «Старого Каменно-Островского проспекта» существовали еще несколько десятилетий. Современный облик магистрали сложился в основном в первые годы нашего века. Интенсивное строительство развернулось здесь после открытия постоянного Троицкого моста через Неву. По проектам лучших архитекторов возводились монументальные и комфортабельные здания, зрелищные сооружения. В годы Советской власти проспект был переименован в улицу Красных Зорь, он был благоустроен, озеленен, на нем появились новые жилые дома. В 1934 году улица Красных Зорь и Троицкий мост были названы Кировскими в память о выдающемся партийном и государственном деятеле. Торжественная и праздничная панорама проспекта открывается с Кировского моста. Его построили в 1897-1903 годах. Сооружался он по проекту французской фирмы «Батиньоль». Руководили работами видные русские зодчие и инженеры – Л. Н. Бенуа. Р. А. Гедике, Г. И. Котов, В. А. Берс, Г. Г. Кривошеин, Л. Ф. Николаи и др. При сооружении моста была применена новаторская и рациональная консольно-арочная конструкция. По рисункам архитекторов Р. Патульяра и В. Шаброля было создано художественное убранство – изящные перила, фигурные фонари, гранитные обелиски при въезде, украшенные рострами работы скульптора А. Г. Адамсона. Более 60 лет, до открытия моста Александра Невского, Кировский мост оставался крупнейшим в городе (его длина – 582 м). Нарастающий ритм арок, ажурные металлические конструкции, плавный и упругий силуэт создают ясный и выразительный образ сооружения, созвучный окружающему пейзажу. Связь моста с Петровской набережной усиливает монументальная каменная эстакада у правого берега. В 1965-1967 годах для нужд Волго-Балта был увеличен разводной пролет моста, а в 1977 году, в связи с возросшим движением, расширена его проезжая часть. Кировский проспект начинается «зелеными пропилеями» парка Ленина. Здесь в 1911 году установлен памятник героическому подвигу экипажа миноносца «Стерегущий». Во время русско-японской войны, в феврале 1904 года, корабль был окружен вражескими судами. После неравного боя двое остававшихся в живых матросов затопили поврежденный корабль, предпочтя гибель плену. Этот драматический момент увековечили в бронзе скульптор К. В. Изенберг и литейщик В. 3. Гаврилов. Над кронами деревьев высятся минареты и купол мечети. Здание, возведенное к 1914 году по проекту талантливого архитектора Н. В. Васильева, является оригинальной стилизацией древнего мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Массивные объемы, облицовка фасадов грубо обработанными блоками черного гранита придают зданию суровую мощь, сближая его с архитектурой «северного модерна». Яркой цветовой гаммой выделяются майоликовые порталы и купол, выполненные выдающимся художником-керамистом П. К. Ваулиным. Рядом расположено здание студенческого общежития (1932 г., арх. Михайлов). Решенное в формах конструктивизма, оно в плане образует серп и молот. Раньше на этом месте стоял деревянный цирк «Модерн». В 1917 году в нем выступали на массовых митингах В. И. Ленин, Я. М. Свердлов, А. В. Луначарский, В. Володарский. Угол Кировского проспекта и проспекта Максима Горького удачно оформляет монументальный жилой дом с плавно изогнутым фасадом (1949-1951 гг., арх. О. Гурьев, В. Фромзель). Перед ним в 1968 году открыт памятник А. М. Горькому (ск. В. Исаева и М. Габе, арх. Е. Левинсон). Напротив, в зелени парка, стоит остекленный павильон станции метро «Горьковская», открытой в 1963 году. Отсюда хорошо виден облицованный в нижних этажах гранитными блоками дом № 23 по проспекту, носящему имя Горького. Дом построен в стиле модерн (1912 г., арх. Е. Морозов). Здесь писатель жил в 1914-1921 годах. В этот период создавались автобиографическая повесть «В людях», цикл «По Руси», пьеса «Старик». В квартире Горького бывали сотрудники организованного им в 1915 году журнала «Летопись», сплотившего лучшие демократические силы русской литературы. После победы Великого Октября общественная деятельность Горького развернулась особенно широко: ои явился организатором издательства «Всемирная литература», возглавлял Петроградскую комиссию по улучшению быта ученых, вел огромную работу по организации Дома ученых и Большого драматического театра. В квартире А. М. Горького бывал В. И. Ленин. Часто посещали писателя А. В. Луначарский, В. В. Маяковский, Ф. И. Шаляпин. Приходили сюда и многие молодые писатели – в жизни каждого из них большую роль сыграли советы и помощь Горького. У жившей здесь М. Ф. Андреевой собирались создатели Большого драматического театра. В сентябре 1920 года у Горького останавливался выдающийся английский писатель Г. Уэллс. Поздней осенью 1921 года А. М. Горький уехал отсюда для лечения за границу.
___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||