Ленинград – часть 6СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА СССР (продолжение, ч.6) К работам в Летнем саду Петр I привлек не только известных в Европе архитекторов и паркостроителей А. Шлютера, Я. Роозена, Ж. Б. Леблона, но и талантливых русских мастеров И. Матвеева, М. Земцова, И. Сурмина, Л. Лукьянова. Планировка сада соответствовала всем требованиям самого распространенного и модного в первой половине XVIII века регулярного стиля. Симметрично расположенные аллеи и дорожки пересекали территорию Летнего сада в строго определенном порядке. Кронам деревьев и кустарников при помощи декоративной стрижки придавалась самая разнообразная форма. Для украшения Летнего сада были устроены фонтаны, возведены грот, галереи на берегу Невы, разнообразные павильоны. В аллеях сада были установлены скульптурные группы, статуи и бюсты, купленные в Италии или выполненные по специальному заказу. Наиболее интересны «Мир и Победа» мастера П. Баратта, портреты исторических деятелей – Александра Македонского, Марка Аврелия, Юлия Цезаря. Более 80 мраморных статуй и бюстов украшают аллеи Летнего сада. Увлечение пейзажными парками во второй половине XVIII века привело к тому, что кроны деревьев перестали подстригать, и они обрели со временем естественную красоту. К этому времени Летний сад уже не был царской резиденцией и стал излюбленным местом прогулок горожан. Огромные разрушения принесло Летнему саду наводнение 1777 года: не стало фонтанов, грота, павильонов, многие деревья были вырваны с корнем, повреждена скульптура. Менее разрушительными были наводнения 1824 и 1924 годов, но и они были причиной гибели старых деревьев. От регулярного сада первой четверти XVIII века сохранился один старый дуб. В Летнем саду значительный интерес представляют павильон «Кофейный домик» (1826 г., арх. К. Росси), терраса из тесаного камня на берегу Лебяжьей канавки (1799 г., реставрирована в 1956 г.), ограда со стороны Мойки (1826 г., арх. Л. Шарлемань), порфировая ваза у Карпиева пруда, привезенная из Швеции и установленная в сентябре 1839 года. На специально подготовленной площадке в 1855 году в саду установлен бронзовый памятник И. А. Крылову, отлитый по модели скульптора П. Клодта. Историко-бытовой музей в Летнем дворце был открыт в 1934 году. В его залах экспонируются предметы прикладного искусства и мебель петровского времени, парадная одежда Петра I, токарные станки А. К. Нартова. Большие реставрационные работы проведены в музее в 1960-х годах. Была восстановлена декоративная отделка интерьеров дворца, обновлена экспозиция. В Летнем саду в павильоне Росси устраиваются выставки прикладного искусства, графики, детского художественного творчества, читаются лекции по истории русского искусства. К Летнему саду обращен северный фасад Михайловского замка, одного из ценнейших архитектурных сооружений города. Он расположен за рекой Мойкой, в бывшем Третьем Летнем саду, основанном еще в петровское время. Его построили для императора Павла I (на месте разобранного деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны) в 1797-1800 годах по проекту В. И. Баженова и В. Ф. Бренны. Вместе со строительством замка велись значительные работы по благоустройству территории: были вырыты каналы (здание оказалось на искусственном острове), построены подъемные мосты, оформлена площадь Коннетабля с памятником Петру I. Замок – интересный памятник эпохи классицизма. Его отличительная особенность – своеобразие архитектурного решения фасадов и использование дорогих отделочных материалов. Мраморная колоннада, поддерживающая открытую террасу; парадная лестница, украшенная скульптурами Геркулеса и Флоры на высоких постаментах; высокий аттик с рельефами – таков северный фасад замка. Облицовка мрамором выгодно подчеркивает центральную часть южного фасада с парадным входом, по обе стороны которого расположены обелиски с доспехами средневековых рыцарей, В решении западного фасада характерно пластическое выделение объема домашней церкви, увенчанной высоким позолоченным шпилем. Подчеркнутой скромностью декоративного убранства отличается фасад, обращенный к реке Фонтанке. Из дворцовых помещений наиболее интересны Тронный зал, галерея Рафаэля, Овальный и Церковный залы. В Михайловском замке в 1819 году разместилось Главное инженерное училище, и замок стали называть Инженерным. Воспитанниками училища были Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, П. Н. Яблочков. Здесь учился в дореволюционные годы человек героической судьбы Д. М. Карбышев, генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза. Ныне в Инженерном замке размещаются Центральная военно-морская библиотека и некоторые другие учреждения. Перед зданием установлен первый в России конный памятник Петру I. Свинцовую модель его выполнил скульптор Б. К. Растрелли еще при жизни основателя нашего города. Через 40 лет памятник отлили в бронзе, но установлен он был лишь в 1800 году. Пьедестал украшен барельефами «Полтавская баталия» и «Гангутский бой» и, отделан теми же сортами олонецкого мрамора, что и замок. От памятника Кленовая аллея ведет к павильонам Инженернога замка (1800 г., арх. В. Баженов, ск. Ф. Гордеев). Фасады павильонов украшены барельефами и колоннами, которые контрастно выделяются на фоне стен.
___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||