Российская земля с украинским оттенком – часть 28ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.28) Особенно интересны в этом смысле «отписки», то есть донесения хотмыжских воевод, которые они направляли в Москву в первой половине XVII века. Из этих донесений видно, что стремление украинского народа к воссоединению существовало давно и лишь завершилось историческим актом в Переяславе в 1654 году.
На низком левом берегу Ворсклы, чуть пониже Хотмыжска, расположено старинное большое село Головчино (около шести тысяч человек населения). Село это известно не только своим прошлым, но и свершениями современности. Сахарный завод, совхоз, три дома культуры; зажиточная жизнь бьет ключом... Но за все это уплачена дорогая цена. У памятника Героям Великой Отечественной войны, установленного на площади в центре села, на мраморных досках высечено около шестисот имен героев-головчинцев, павших в боях с фашистскими захватчиками за честь и независимость нашей Родины. Наименование села связано с именем канцлера петровских времен графа Гаврилы Ивановича Головкина (1660-1734), занимавшего ряд высших государственных должностей. До создания вотчины Головчино это село уже существовало и называлось иногда Спасским («Головчино–Спасское тож»). В последующие годы это имение принадлежало помещикам Хорватам, а в конце XIX века стало собственностью графа М. Толстого.
Головчино, а также расположенная рядом слобода Борисовка примечательны тем, что в 1905-1906 годах здесь вспыхнуло восстание крестьянской бедноты, угнетенной нищетой и бесправием и подавленное царскими властями с невиданной жестокостью. В этом селе сохранилось два архитектурных памятника. Один из них особенно интересен и необычен. На площади против бывшей барской усадьбы, от которой дошли до нас только некоторые служебные постройки да остатки парка, высится необычного вида круглое здание, облик которого говорит о том, что творец его хорошо знал классическую архитектуру рубежа XVIII-XIX веков. Своими пропорциями, простотой и лаконичностью это здание напоминает известные Провиантские склады в Москве (архитектор В. Стасов), построенные в 1833-1835 годах, хотя объемы их совершенно различны. Это удивительное головчинское сооружение не имеет никаких наружных деталей, кроме различной формы неглубоких ниш, в которых редко расположены окна. Незначительно выступающий простой поясок делит его по высоте на две неравные части, что соответствует внутреннему междуэтажному перекрытию. В целом архитектура очень проста, но она тщательно обдумана и производит сильное впечатление, особенно могучее полукружие главного объема. С какой стороны ни смотреть на этот непривычный глазу памятник, архитектурные формы как бы движутся, круглятся, они не статичны. Внутри расположен второй цилиндр меньшего диаметра, который возвышается по верху крыши в виде барабана с полусферическим куполом. Внутри же этого цилиндра устроена деревянная лестница, производящая впечатление временного, некапитального устройства. По свидетельству местных старожилов, ранее здесь была железная винтовая лестница. Внизу располагается подвал с углубленными наружными приямками для его освещения. Для какой цели оно построено? Другого подобного примера в русской архитектуре, насколько нам известно, не существует. Местные старожилы и краеведы выдвигают два предположения. Согласно первому, здание, именуемое жителями Головчино запросто «круглое», якобы являлось складским и отчасти производственным сооружением помещиков Хорватов. В нем хранилось зерно и другие продукты. Здесь же крепостные занимались пряжей, ткачеством и другими хозяйственными работами. Позже оно использовалось для хранения запасов зерна на случай каких-либо стихийных бедствий. Такие сооружения в дореволюционную пору существовали в каждом крупном селе и назывались «гамазеями». По другой версии, в «круглом» выступала музыкально-хоровая капелла Хорватов, укомплектованная из даровитых крепостных, которая действительно существовала и славилась на всю округу и далеко за ее пределами. О квалификации этой труппы можно судить по тому, что она исполняла такие трудные классические постановки, как «Волшебный стрелок» Вебера и многие другие. Известно, что для знакомства с этой труппой в Головчино приезжал великий русский артист М. С. Щепкин. Эта версия кажется довольно вероятной, тем более, что в соседнем селе Борисовке, принадлежавшем Шереметевым, также была крепостная хоровая капелла, славившаяся на всю Россию, она гастролировала даже в Москве и Петербурге. Можно допустить, что в силу известной конкуренции с Шереметевыми, Хорват мог пригласить известного архитектора и поручить ему строительство специального помещения для своей труппы. Как известно, отличный по архитектуре театр был построен Шереметевым под Москвой в своем дворце в усадьбе Останкино. Однако как бы хорошо ни было само по себе «круглое» здание, его все нее довольно трудно представить себе в виде зрительного зала, тем более, что внутри устроено подобие лестничной клетки, что мешало бы и зрителям и артистам.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||