Российская земля с украинским оттенком – часть 34ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (окончание, ч.34) О Дегтяреве заговорили в русской и иностранной печати как о крупнейшем таланте своего времени. Вот что писала газета «Северная почта» за март-апрель 1811 года о его оратории «Освобождение Москвы»: «...оратория под названием «Освобождение Москвы» переведена уже на итальянский язык и партитура музыки разослана будет в Неаполь и другие столичные города Европы [...] Публика здешняя имела удовольствие слышать 9-го сего месяца первую еще русскую ораторию под названием «Освобождение Москвы», сочиненную г. Горчаковым и положенную на музыку г. Дегтяревым, знаменитым и всюду известным сочинителем церковной певческой музыки [...] Сие важное произведение отличных талантов принято с всеобщим одобрением и чрезвычайною похвалою [...] Теперь остается желать, чтобы г. Дегтярев издал в свет партитуру оратории и тем доказал иностранным артистам, что он может стать наряду с первейшими гениями музыки». Можно представить себе впечатление от ораторий Дегтярева, само название которых говорит об их героическом характере, преисполненном духа патриотизма! Это впечатление было тем более грандиозным, что по обычаю того времени оркестрам иногда «...была приложена батарея из 10-ти пушек, которая по знаку стреляла в такт, когда пели «свят, свят», тогда производилась из оных орудий скорострельная стрельба...». По своим музыкальным склонностям и интересам Дегтярев был тесно связан с одним из первых выдающихся музыкальных деятелей России XVIII века, украинцем по происхождению, композитором Дмитрием Бортнянским. Дегтярев был на 15 лет моложе его, но они тесно дружили, талантливый выходец из Борисовки считал себя его последователем и учеником. Произведения Бортнянского исполняются и сейчас в концертных залах.
Но «не всяк весел, кто поет...». Дегтярев был освобожден от крепостной зависимости только за десять дней до своей смерти. Всю жизнь он был рабом, умер в нужде от чахотки, жил впроголодь. А. В. Никитенко в своем очень интересном «Дневнике», изданном лишь в 1905 году, пишет, что Дегтярев погиб от «таланта и рабства, как жертва ужасного положения вещей на земле, когда высокие дары и преимущества духа выпадают на долю человека только как бы в посмеяниши на позор ему...». Продолжателем музыкальных традиций, восходящих все к той же Борисовке, был крепостной Шереметевых Гавриил Якимович Ломакин (1812-1885). Как и Дегтяревы, вся семья Ломакина была очень музыкальной, два брата состояли в певческой капелле Шереметева. Г. Я. Ломакин был широко известен в России и за границей как первоклассный дирижер и руководитель певческой капеллы Д. Н. Шереметева. Он считал себя учеником и последователем Дегтярева и Бортнянского. О популярности Ломакина можно судить по тому, что все приезжавшие в Россию выдающиеся артисты и композиторы, как правило, посещали выступления руководимой им капеллы, которая исполняла произведения Баха и других великих композиторов, а также произведения Бортнянского, Дегтярева и самого Ломакина. Среди восторженных посетителей его концертов были Россини, Рубини, Виардо, Лист, Берлиоз. Берлиоз даже посвятил ему свое произведение «Ave Maria». Со своим хором крепостной музыкант гастролировал за границей и был очень ценим в музыкальных кругах. Высокого мнения о нем был Глинка, а Римский-Корсаков считал себя его учеником. С роспуском капеллы Шереметева замечательный дирижер потерял работу и впал в бедность. Дальнейшая его судьба схожа с судьбой Дегтярева. Выдающиеся деятели русской музыкальной культуры, смелые преобразователи музыки, композиторы, дирижеры и первоклассные исполнители – таковы были знатные земляки Борисовки С. А. Дегтярев и Г. Я. Ломакин. Борисовцы гордятся этими именами. Размышляя о судьбах этих двух замечательных людей, поднявшихся из самых низов и достигших высот такого тонкого и сложного искусства, каким является музыка, испытываешь удивление и восхищение. Четыре выдающихся музыканта XVIII – первой половины XIX века – Бортнянский, Березовский, Дегтярев и Ломакин, все они были выходцами из гущи народной. Нельзя не обратить внимания также и на то, что все эти музыкальные деятели происходили из тех мест, которые с полным основанием можно назвать русско-украинскими. В истории русского и украинского искусства много примеров синтеза, взаимопроникновения мира прекрасного двух народов-братьев, что вполне объяснимо исторически и географически. Развитие музыкальной культуры – один из примеров этого. ...В погожие летние дни по утрам и вечерам в долине реки Ворсклы неистовствуют знаменитые курские соловьи. Если с высокого правого берега Ворсклы вблизи Борисовки глянуть в сторону противоположного низкого берега, то взор наш окинет все места по этой реке, о которых мы говорили. На отдалении все кажется сплошным садом, царством зелени, буйно произрастающей по берегам тихой Ворсклы. Благодатная природа, видимо, создавала благоприятные условия для развития различных видов искусств, которые издавна здесь процветали. В сокровищнице мира прекрасного искусство этих мест играет видную роль.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||