Российская земля с украинским оттенком – часть 33ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.33) Ранее установленный деревянный иконостас в 1909 году был сломан и заменен мраморным. Соответственно духу времени он был выполнен в специфических русско-византийских формах, выглядел нарядно, но вычурно. На сельских прихожан такое мраморное сооружение, на котором отражались блики сотен свечей и золотые оклады икон, производило ошеломляющее впечатление. Но формы иконостаса не имеют ничего общего с наружным обликом храма. В деревенской церкви такой несомненно очень дорогой иконостас является большой редкостью. Во время наших поездок нечто подобное мы встречали только в одном из храмов районного центра Глухова Сумской области. Борисовцы были умельцами на все руки. Основная часть икон Михайловского храма была написана местными живописцами. В 1872 году на колокольне были установлены часы, изготовленные также местным мастером. Не довольствовались борисовцы и прежним колоколом весом в 106 пудов, отлитым в 1848 году. В 1894 году к этому колоколу был добавлен новый, приобретенный в Валдае – знаменитом центре колокольного искусства. Этот «дар Валдая» весил уже 306 пудов.
Удивительная склонность борисовцев к творчеству, искусству, красоте сказалась не только в области изобразительных искусств и архитектуры. Склонность эта нашла свое проявление также в области музыки и театра. Владельцы Борисовки Шереметевы создали славившийся на всю Россию театр из крепостных, который сыграл немалую роль в истории русского театрального искусства и музыкальной культуры. Музыкально одаренные исполнители набирались из крепостных огромных имений Шереметевых и, главным образом, из слободы Борисовки. Родом из этой слободы были два знаменитых музыкальных деятеля конца XVIII – первой половины XIX веков, оба крепостные: композитор С. А. Дегтярев и композитор и дирижер Г. Я. Ломакин. Кстати сказать, как утверждают местные краеведы, эти фамилии и сейчас во множестве встречаются в Борисовке, Грайвороне и соседних селах.
Таким образом, к кругу искусств, о которых мы рассказывали по ходу наших путешествий, прибавляются новые его виды: театр и музыка. Как видим, Борисовская слобода была поистине замечательной, и не зря о ее даровитых людях упоминал великий В. И. Ленин. О выходцах из Борисовки писал В. В. Стасов и многие другие критики и искусствоведы, этнографы и краеведы. Есть какая-то закономерность и в том, что М. С. Щепкин был родом из этих же мест. Село Красное, где родился Щепкин, находится в 40 километрах от Борисовки. Ко всему сказанному следует добавить, что из этих нее мест были такие выдающиеся деятели своего времени, как друг Пушкина, поэт и философ декабрист В. Ф. Раевский (1795-1872); философ, поэт, журналист и общественный деятель Н. В. Станкевич (1813-1840); известный деятель русской литературы, знаменитый «ценсор» А. В. Никитенко (1805-1877), дававший разрешения на выпуск в свет произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова и других, за что не раз сиживал на гауптвахте. Он также был из крепостных все тех же Шереметевых. Из западных районов бывшей Курской губернии были также: выдающийся революционер-большевик и литературный критик-марксист М. С. Ольминский (1863-1933); знаменитый скрипач М. Г. Эрденко (1886-1940), игрой которого так восхищался Лев Толстой. Нельзя не признать, что сыновья Курско-Белгородской земли внесли щедрый вклад в сокровищницу русской культуры и искусства. Упоминаемый во всех учебниках по истории русской музыкальной культуры Степан Аникеевич Дегтярев родился в 1766 году в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии. Вся семья Дегтяревых отличалась необыкновенными музыкальными способностями; еще в детском возрасте трое из них были взяты в труппу Шереметева, в том числе и будущий композитор. Его музыкальными воспитателями были состоящие на службе у Шереметева итальянские музыканты Рубини и Сарти. В 1806 году в Москве в его переводе с итальянского выходит книга по теории музыки, на которой было обозначено, что «сию книгу перевел с итальянского с известного Винченцо Монфредини на российский язык Степан Дегтярев». Дегтярев был универсальным музыкантом–пианистом, певцом, капельмейстером и дирижером оркестра. В 15 лет он был солистом первоклассного хора труппы Шереметева. Будучи наиболее музыкально образованным человеком в России, он был выдающимся композитором, автором первых в России монументальных ораторий на патриотические темы: «Минин и Пожарский», или «Освобождение Москвы», «Бегство Наполеона» и других.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||