Российская земля с украинским оттенком – часть 7ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.7) Главными объемными элементами, ныне придающими городу художественную выразительность, является ряд исторических архитектурных ансамблей и памятников. Высотная композиция этих зданий придает городу красивый, резко очерченный силуэт; именно они являются опорными также и в плановой структуре города. В Рыльске имеются два крупных по объемам и выразительности архитектурных памятника: на площади Свердлова высится Успенский собор, а на улице Ленина – Покровский собор. Стройные силуэты этих высотных зданий видны за десятки километров. На северо-восточной окраине города, на возвышенности, примыкающей к пойме правого берега Сейма, расположен Никольский (Николаевский) монастырь (он упоминается в документах за 1505 год). В городе также находится ряд интересных памятников гражданской архитектуры: три дома, связываемых с именем рыльского князя Василия Шемяки (XVI), который, видимо, не отличался справедливостью, откуда и пошло ироническое выражение «Шемякин суд»; дом, в котором, по преданию, останавливался Петр I, несколько домов, построенных в конце XVIII – начале XIX века купцами Шелеховыми, из которых вышел мореплаватель Г. И. Шелехов; торговые ряды и ряд других памятников. Как видим, в общем облике города памятники исторической архитектуры занимают видное место. Остановимся на них более подробно.
Наиболее законченным архитектурным ансамблем прошлого является Никольский монастырь, расположенный на западе от центра города, за небольшой речкой Рылой, при впадении ее в Сейм. Эта малоприметная теперь речка в летнее время совсем пересыхает. Планировка монастыря ввоеобразна; хотя монастырь расположен вне города и на свободном участке, его строения размещены асимметрично и довольно скученно, что создает характерный выразительный силуэт. В целом же облик этого монастыря созвучен облику города со шпилями колоколен и куполами церквей. Особенно красивый вид открывается при обозрении с возвышенной северо-восточной стороны, когда силуэты монастыря и города как бы накладываются друг на друга и обогащают облик этого древнего города. На вышеупомянутом плане Рыльска XVIII века обозначено, что в северо-западной части города был еще один небольшой монастырь – Девичий. Никаких строений от него не сохранилось. Подъезд к Никольскому монастырю возможен только с западной стороны по довольно узким и неудобным для езды улицам пригорода. На этой же стороне расположена высокая и очень стройная шестиярусная надвратная колокольня с примыкающими к ней одноэтажными пристройками. Справа от колокольни – въездные ворота и два служебных корпуса. С севера от монастырского двора находится обширный сад, на территории которого и сейчас заметны древние могильники, часть которых, как уже упоминалось, была раскопана в конце XIX века. Вся территория огорожена частично сохранившейся каменной стеной с башнями не оборонного, а, скорее, хозяйственного и декоративного назначения. В засаженный деревьями двор выходят западные фасады трех однокупольных храмов, близко расположенных друг к другу. Двухэтажный Никольский, построенный в 1753 году «гостинной сотни купцом Иваном Прокофьевым Шелеховым», судя по имени и фамилии, отцом будущего мореплавателя, а также два одноэтажных – Воздвиженский (1733) и Троицкий (1747). Все они были построены взамен обветшавших деревянных. Планировка этих зданий и архитектура в целом очень схожая, что не удивительно, так как все они были возведены в течение одного двадцатилетия и, возможно, одними мастерами. По плану они представляют собой вытянутые прямоугольники, восточная часть которых является выступающей трехчастной апсидой. Никольская церковь имеет в обоих этажах одностолпный притвор; в одноэтажной Троицкой перекрытие притвора опирается на четыре столба; сильно вытянутое пространство Воздвиженской свободно стоящих опор не имеет. Все три здания и колокольня выполнены в одной технике – красный кирпич с белыми известковыми швами, без наружной штукатурки. Плоскости и проемы обработаны с помощью характерных наличников, известных в русской и украинской архитектуре с начала XVIII века, а также одинарных и тройных сильно вытянутых полуколонн, пилястр и карнизов, иногда образующих красивые раскреповки и полукруглые выгибы над верхними частями оконных наличников (Троицкая церковь, колокольня). Исключительной пропорциональной слаженностью отличается колокольня; нижние два яруса ее – четырехугольные, а вышерасположенные четыре – восьмиугольные, убывающие вверх по высоте и ширине объемов. Эта колокольня сооружена в 1740-х годах. На ней висел колокол, весивший 150 пудов. В дальнейшем она перестраивалась; закладывались звоны в верхнем восьмерике, отчего она несколько утратила первоначальную стройность. Кельи монастыря более поздние. Каменная ограда с декоративными островерхими башнями по углам была построена после 1776 года, так как на плане этого года монастырская стена показана деревянной. Внутри зданий росписей и предметов внутреннего убранства не сохранилось. Строения монастыря в целом составляют оригинальный и высокохудожественный архитектурный ансамбль. Монастырские здания, образующие асимметричную группу, равноценны по силе архитектурной выразительности. С любой точки зрения каждое из них и все вместе производят гармоничное, слаженное впечатление своими формами, пропорциями и цветом; красно-белая фактура стен хорошо сочетается с окружающей зеленью.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||