Российская земля с украинским оттенком – часть 8ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.8) По своему характеру Никольский монастырь относится к доклассической архитектуре рубежа XVII-XVIII веков, хотя сохранившиеся главные здания были созданы в 30-50-х годах XVIII века. Сдержанные барочные формы своеобразно сочетаются с элементами ордера. Заметно влияние украинской архитектуры (однокупольность, граненость объемов, характер деталей), а также приемов, заимствованных у деревянного зодчества. Последнее наблюдение подтверждается главным образом характером планов, предельно упрощенных, что напоминает деревянные срубы клетских храмов. Технику деревянного зодчества можно усмотреть также в односкатных шатровых кровлях, особенно в Никольской церкви, в которой объем второго этажа и крылец второго и первого этажей перекрыты схожими двускатными кровлями, что создает ритмику деревянных архитектурных форм. Памятники монастырского ансамбля еще не изучены и в специальной литературе даже не упоминаются. Они заслуживают обстоятельного изучения, введения в научный обиход, а также широкой популяризации как редкие произведения архитектуры.
Первый раз нам посчастливилось увидеть Рыльский Никольский монастырь лет пятнадцать тому назад. Его строения выглядели тогда вполне удовлетворительно, монастырская территория содержалась в чистоте и порядке. К тому же это первое знакомство произошло в пору, когда цвели каштаны, которых здесь множество. Казалось, что мы находимся где-то в пригороде Киева: поодаль поблескивала река, на правом высоком ее берегу вздымались купола и шпили старинного монастыря. Но с каждым последующим посещением его заметно было явное ухудшение состояния ансамбля, а сейчас он находится в аварийном положении. Необходимы срочные меры по его спасению. Давно известно, что восприятие архитектуры во многом зависит от ее окружения. Это окружение может «убивать» архитектуру, а может, наоборот, подчеркивать ее художественные достоинства. В небольших городах с преобладающей одно-двухэтажной застройкой, к тому же не блещущей особыми достоинствами, возвышающиеся культовые здания кажутся особенно величественными. Это замечание применительно и к памятникам Рыльска, тем более что они сами по себе наделены незаурядными художественными качествами. Особенно сильное впечатление производят огромные шестиярусные колокольни Покровского и Успенского соборов. Их высота достигает пятидесяти метров, пропорции необычайно стройны и изящны. Составляя единое целое с утяжеленными округлыми массивами соборов, прочно утвердившимися на земле выступающими четырехколонными портиками да еще как бы прижатые к ней широкими плоскими куполами, – эти взлетающие ввысь громады захватывают дух. Пропорциональная соразмерность этих колоколен изумительна, она тонко рассчитана на восприятие снизу, как бы подчеркивая преодоление законов тяжести, инертной статики материала. Трудно представить, как в ту пору это было выполнено только на основе интуиции, при отсутствии точных инженерных расчетов. Покровский собор был построен в 1822 году по заказу купцов Шелеховых, тех самых, из которых был родом знаменитый мореплаватель. Основной объем собора представляет восьмиугольник со слегка выпуклыми между портиками четырьмя сторонами, в силу чего снаружи и изнутри собор воспринимается как округлый. Портики четырехколонные, на западной стороне возведена многоярусная колокольня. Центральный объем увенчан одним мощным куполом, опирающимся на высокий барабан и четыре столба изнутри. Стройность колокольни создается с помощью четкого пропорционального ритма убывающих кверху ярусов, а также благодаря обрамлению углов колокольни пучками из пяти колонн с малозаметными базами и капителями; не боясь впасть в преувеличение, можно сказать, что в условиях малоэтажной застройки Рыльска собор с колокольней производит грандиозное впечатление. Памятник относится к стилю позднего классицизма с некоторым усложнением декоративного убранства. Успенский собор со столь же огромной и стройной колокольней сооружен ранее Покровского – в 1811 году на средства местного купца Филимонова. Существует предание, что собор построен на том месте, где в древности была деревянная церковь, в которой хранилась «чудотворная» икона, якобы исцелившая от слепоты воеводу Шемяку. По объемам, внутреннему пространству и декоративному убранству Успенский собор схож с Покровским и, вероятно, послужил для него образцом. Можно допустить, что эти здания строились одним несомненно одаренным мастером. По сравнению с колокольней Покровского собора Успенская колокольня дополнительно увенчана очень высоким шпилем, что придает ей большую стройность, как бы невесомость. Оба эти собора с колокольнями играют решающую роль в силуэте города как главные высотные доминанты. Из памятников гражданской архитектуры прежде всего привлекают внимание два больших корпуса бывших торговых рядов, которые в планировке города играют весьма существенную роль. Торговые ряды на Советской площади построены на рубеже XVIII-XIX веков тем же купцом Филимоновым. Большой протяженности фасад – до семидесяти метров длиной – в виде сплошной открытой аркатуры «держит» не только пространство примыкающей площади, но и выходящие на эту площадь улицы. Четкая ритмика архитектуры с так называемым аттиковым этажом поверху, с редко расставленными полуциркульными окнами на нем, производит впечатление ясностью, простотой и убедительностью архитектурного образа, что так характерно для стиля классицизма.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||