Российская земля с украинским оттенком – часть 13ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.13) Барятинские были одними из самых богатых людей России (в Курской губернии им принадлежало около 35 тысяч крепостных и 100 тысяч десятин земли), и любая прихоть, в том числе в строительстве, была им не только доступной, но именно она и ставилась превыше всего. В соответствующих кругах России Александр Барятинский прославился тем, что, будучи наместником царя на Кавказе и командующим русскими войсками на «линии», в 1859 году осадил долго сопротивлявшийся аул Гуниб и взял в плен вождя горцев Шамиля. Будучи сосланным в Калугу, Шамиль бывал в Марьине в качестве гостя-пленника, о чем свидетельствовали мемориальные доски во дворце. Ореол «покорителя Кавказа» и высокое фельдмаршальское звание подогревали честолюбие Барятинского, что в какой-то мере, видимо, отразилось на пышности его Марьинской усадьбы. Великолепный дворец Марьина был заполнен произведениями искусства, вывезенными из-за границы. Руками бесчисленных крепостных десятилетиями устраивался чудесный парк с прудами, каналами, мостами, парковой скульптурой и прочими садово-парковыми устройствами. Все это полностью сохранилось.
Марьинский ансамбль был закончен строительством в течение очень короткого срока – в 1815-1816 годах по проекту, по сути дела, неизвестного в России архитектора Карла Ивановича Гофмана. В строительстве ансамбля принимали участие и крепостные мастера-самоучки. Среди них отличался особой одаренностью кирпичных дел мастер Лаврентий Наседкин, которому в 1819 году даже был поставлен памятник-обелиск в этом же селе (не сохранился). Соответственно все возрастающему росту богатств своих владельцев ансамбль перестраивался в 1870-х годах архитектором, а возможно, просто строителем Карлом Шольцем. Но эти переделки в общем сохранили прежний внешний облик ансамбля, его объемную структуру. В архиве Барятинских хранится много документов, свидетельствующих о том, что, даже находясь за границей на дипломатической службе, Иван Барятинский – отец «героя» кавказской войны – принимал активное участие в строительстве и оборудовании своего дворца в Марьине. Но, судя по всему, знатоком и ценителем архитектуры он не был, чем решительно отличался от других именитых людей такого же ранга, привлекавших для строительства в своих владениях крупнейших архитекторов России. Особенно показательны в этом отношении Кирилл Разумовский и Петр Завадовский. Их усадьбы также располагались в далекой глуши – в Батурине, Почепе, Ляличах, но застраивались они по проектам таких первоклассных зодчих, как Кваренги, Камерон, Деламот. Почему Барятинский заказал проект своего роскошного дворца неизвестному в России архитектору Гофману, в то время как в ту пору были великолепные мастера позднего классицизма? Всей стране были известны такие выдающиеся зодчие, как Казаков, Бове, Жилярди и другие, создавшие свою школу в архитектуре. В России на рубеже XVIII-XIX веков процветала архитектура строго классического направления, были гениальные мастера этого сдержанного благородного стиля: Баженов, Воронихин, Кваренги, Камерон и другие, которые прославили русскую архитектуру на весь мир. Неужели сиятельный князь, не в пример другим, ничего этого не знал? Известно, что И. И. Барятинский, отец будущего генерал-фельдмаршала, при котором началось и закончилось строительство дворца, «был употреблен в дипломатической части», десятилетиями жил за границей, особенно в Великобритании и «по своим свойствам и привычкам был совершенный англичанин», – как писал один современник. Его отец И. С. Барятинский был русским послом во Франции с 1773 по 1785 год. Короче говоря, Барятинские скорее были иностранцами, чем русскими. На английский лад было поставлено все хозяйство в их громадных владениях. По тому времени владения Барятинских слыли образцовыми, чему в немалой степени способствовали привлекаемые из Англии специалисты по разным отраслям сельского хозяйства и мануфактурного производства. Так, по проекту англичанина-мелиоратора были осушены обширные заболоченные земли, в знак чего даже был установлен памятный обелиск с такой надписью: «Князь Иван Иванович Барятинский, отдавая признательность свою англичанину Ивану Гулерту за осушение «Иван-болота» до 2 900 десятин, создал в честь ему сей памятник. 1822 года, ноября 15-го дня». Для России той поры, как, впрочем, и позже, увлечение аристократии всем иностранным было обычным явлением. В столь же необъятных владениях графов Разумовских управляющими этими имениями тоже были англичане: это было своего рода модой. Видимо, именно поэтому И. Барятинский и остановил свой выбор на неизвестном в России архитекторе-иностранце.
После всех переделок архитектура Марьинского дворца стала особенно пышной, наделенной нарядной декоративностью, но чистоту и строгость стиля классицизма она утратила. Возможно, конечно, что виной этому мог быть и заказчик, ставивший перед архитекторами свои особые требования и мало разбиравшийся в подлинных качествах архитектуры При всем этом было бы ошибочным считать эту архитектуру лишенной каких бы то ни было достоинств; она запоминается.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||