Российская земля с украинским оттенком – часть 18ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.18) В городском саду еще в дореволюционную пору установлен скульптурный памятник великому русскому актеру М. С. Щепкину. В такой глуши скульптурный монумент для тех лет – редкий случай. Основатель реализма в русском сценическом искусстве и великий артист Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) родился в семье крепостного в селе Красном Обоянского уезда бывшей Курской губернии, у самых истоков реки Ворсклы (теперь это село находится в Яковлевском районе Белгородской области). На родине великого актера, в колхозе его имени, начато строительство мемориального комплекса. Уже сооружен Дом-музей, разбиты цветники и клумбы. На сельской площади будет открыт памятник великому земляку.
В ранней юности М. С. Щепкин выступал в спектаклях, устраиваемых в Судже, где он учился, а также в домашнем крепостном театре. Таким образом, Суджа и ее окрестности – это родные места Щепкина, здесь с ранних лет формировался и рос его талант, хотя до тридцати трех лет своей жизни он был крепостным. Памятник М. С. Щепкину был установлен в 1895 году в присутствии всей труппы «Дома Щепкина» – Московского Малого театра; при церемонии открытия памятника присутствовали такие корифеи русского театра, как Ермолова, Южин и другие. Бронзовый бюст великого артиста исполнен в реалистической манере, примерно в натуральную величину. На лицевой стороне высокого постамента памятника из черного лабрадора высечено: «Михаилу Семеновичу Щепкину, великому актеру, 1788-1863». На боковой стороне постамента: «В 1801 году в городе Судже ученик уездного училища Щепкин в первый раз выступил маленьким актером в комедии Сумарокова «Вздорщины» в роли слуги Розмарина». Высечено на постаменте и высказывание самого Щепкина: «Жить для меня значит – играть на сцене; играть на сцене – жить». Постамент и бюст – темного цвета, окружающая зелень тоже выглядит темной, и поэтому скромный по размеру памятник сливается с фоном. Возможно, что в пору возведения памятника деревья были низкими и этот недостаток не был так заметен. Несколько лет назад с тыльного фасада памятника, на некотором расстоянии от него сооружена белого цвета колоннада с плоской нишей по ее центру. На ее фоне темный монумент воспринимается лучше. Памятник скромный, далекий от помпезной назидательности. Но он соответствует масштабу маленького города и достойно хранит память о великом преобразователе русской сцены, гениальном артисте, выходце из гущи народной.
Из памятников архитектуры заслуживает внимания Троицкая (Вознесенская) церковь в центре города. Ее нарядные купола выглядывают из-за растущих вокруг больших деревьев. Она была закончена строительством в 1811 году, в ту пору, когда классический стиль в русской архитектуре уже вступил в последнюю фазу своего развития. В этом памятнике формы классической архитектуры поданы своеобразно, в сочетании с предшествующим стилем барокко. Ко всему этому надо добавить, что по народной традиции памятник украшен цветными керамическими и лепными деталями, которые придают ему нарядный и даже изысканный облик. План здания крестообразный, с трапезной-притвором, что в какой-то степени напоминает старообрядческие деревянные церкви в городах Клинцы и Новозыбкове Брянской области. На этом притворе возведена двухъярусная колокольня; первый ее этаж восьмигранный, а второй – круглый, что выглядит несколько неожиданно. Такой прием, правда, известен в архитектуре классицизма, но по традициям этого стиля поверхности стен обычно не содержат обильных украшений. Искусство архитектуры в таких случаях достигается контрастом немногочисленных скупых деталей на фоне гладких стен. Здесь же керамические цветные розетки сплошными полосами опоясывают нижние ярусы колокольни, изящные пилястры каннелированы и также украшены красивыми розетками. Живописный лепной орнамент покрывает круглые поверхности колокольни. Главный подкупольный барабан декорирован таким же способом. В целом архитектурный облик этого здания создается не только объемами и масштабной соразмерностью, но и обильным применением цветных декоративных элементов. Все это напоминает декор народного искусства – цветную керамику, вышивку, ткачество и другие его виды. По разбитой мостовой, видимо еще времен земства, поднимаемся на горку, отстоящую на изрядном расстоянии от центра, и перед нами – Рождественская церковь на Гончаровке (1799-1828; иногда она называется Кладбищенской). Ее архитектура совсем не похожа на ту, о которой речь была выше. То была своеобразная классически-барочная архитектура, украшенная на чисто народный лад. Этот же памятник выдержан в строгих канонах классического стиля, правда, над западным притвором нелогично возведена колокольня, что не вяжется с архитектурой здания в целом. Как это часто бывало, эта колокольня, по-видимому, надстроена позже, и не соображения архитектурной композиции были тому причиной. В ту пору колокольни пристраивались к старым зданиям для размещения колоколов, что раньше не предусматривалось. В прежнее время колокола укреплялись даже на простых деревянных столбах возле церкви. Иногда колокольни входили в объем самой церкви, иногда же они возводились отдельно. Во всяком случае, архитектура культовых зданий сильно менялась именно от того, где и как устраивалась колокольня. Рождественская церковь характерна тем, что в ней полностью отсутствует алтарная апсида. Внутренних опор здание не имеет. При общей стильности форм здания странным является, что колонны портиков выполнены без энтазиса, то есть без утолщения.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||