Российская земля с украинским оттенком – часть 12ПО ЗАПАДНЫМ ЗЕМЛЯМ КУРСКИМ И БЕЛГОРОДСКИМ (продолжение, ч.12) В 1949 году курский архитектор А. Ехауеким составил проект реставрации ивановского здания (опубликовано в упомянутой нами книге С. И. Федорова). Этот проект учитывает остатки сохранившегося декоративного убранства наружных стен, но были запроектированы высокие торцовые фронтоны, которых сейчас нет и, самое главное, нет никаких признаков их существования в прошлом. Нельзя не обратить внимания на то, что по проекту Ехауекима архитектура дома гетмана, уделявшего особое внимание возвеличению собственной персоны именно с помощью искусства, оказалась значительно беднее дома полковника Лизогуба. Вернее предположить, что было как раз наоборот. Мы приводим новый вариант реконструкции палат Мазепы, выполненный архитектором-художником К. Лопяло с учетом этих соображений. Наружное декоративное убранство палат состоит из характерных оконных наличников, которые встречаются как в русской, так и в украинской архитектуре той поры. В данном случае композиция этих наличников примечательна тем, что несложное рельефное убранство, выполненное из кирпича и штукатурки, располагается не только по верху оконного проема, но и внизу его. С помощью такого приема пластика стены значительно выигрывает, тем более что эти декоративные пятна располагаются на спокойном фоне массива стены. Это известный в украинском декоративном искусстве принцип «рушника», то есть полотенца, покрытого декоративным узором не сплошь, а только в специально избранных для этого местах.
В местах внутренних перегородок снаружи выложены спаренные полуколонны; здание завершается карнизом несложного рисунка. По обычаю того времени все помещения перекрыты крестовыми сводами, опирающимися на капитальные внутренние перегородки. Кто был автором ивановского здания? Ответить на этот вопрос можно только предположительно. Мазепа любил архитектуру и строительство. Именно при нем на Украине было возведено много монументальных зданий, выдающихся по своей архитектуре. Время гетманства Ивана Мазепы было эрой процветания каменной архитектуры барокко на Украине. Надо думать, Мазепа понимал, что по своим художественным качествам и особенно в технике строительства русская архитектура той поры была более развитой и поэтому он охотно приглашал видных русских зодчих для строительства на Украине. В частности, пользовавшийся известностью московский мастер Осип Старцев являлся как бы придворным архитектором гетмана. В архивах сохранилась переписка между Мазепой и Петром I по поводу работы Старцева на Украине Можно допустить, что строительство в селе Ивановском также велось с участием Старцева; об этом пишет С. И. Федоров в своей книге. Заметим кстати, что обширная строительная практика Старцева в самых отдаленных местах России подтверждается еще одним мало кому известным примером. В 1698-1700 годах в городе Севске Брянской области по проекту Старцева была построена каменная церковь. Однако нельзя не обратить внимания на то, что возведенные этим мастером Никольский и Братский соборы в Киеве отличаются особой монументальностью, а также исключительной пышностью наружного декора, что не имеет ничего общего с архитектурой палат в селе Ивановском. Палаты в Ивановском и небольшая «каменица» при них – редкие, забытые и по-настоящему не исследованные памятники русско-украинской архитектуры начала XVIII века. В трудах по истории украинской и русской архитектуры эти памятники даже не упоминаются. Они ждут своего исследователя и реставратора.
Если в нынешнем своем виде Ивановские памятники представляют интерес скорее исторический, чем художественный, то совсем иное впечатление остается после ознакомления с расположенным рядом дворцовым и парковым ансамблем Марьино. Он находится в этом же селе, но несколько в стороне от бывшей гетманской усадьбы. Проходит всего немногим больше одного столетия, но какая громадная разница в этих двух усадьбах! Жизненный уклад, культурные и художественные запросы казацких старшин в XVII веке были еще довольно простыми, в той или иной степени еще сохранялась народная основа. Жилища этих старшин и даже гетманов обычно строились по образцу сельских хат, только размером побольше да внутреннее убранство было богаче. Проходит около ста лет и все коренным образом меняется. Вместо примитивных хат типа «камениц», которые строились народными зодчими, теперь по проектам архитекторов, получивших европейское образование, возводятся дворцы, где дозволены любые причуды сиятельных заказчиков. От бывшей усадьбы Мазепы дошли до нас довольно жалкие остатки. Марьинский же ансамбль находится в образцовом состоянии. Интерьеры Марьинского дворца поражают богатством и роскошью, что, как известно, не всегда означает подлинно художественные качества. Последующие переделки дворца, предпринятые в 70-х годах XIX века, еще усилили эти тенденции, все более вытесняя благородные черты стиля ампир, господствовавшего в России в начале XIX века.
Добро пожаловать на воды… в Украину ___________________________________________
Похожие материалы:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||